Источники экологического права кратко и понятно



Понятие


Экологическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения людей по поводу их взаимодействия с природой. Особенность экологических отношений в том, что они связаны с использованием человеком окружающей среды, которое вызывает потребность в ее охране. Поэтому регулирующим их нормам необходимо охватывать обе эти стороны взаимосвязи человека с природой. Объект экологического права – окружающая среда, а субъект – человек, а также организации, призванные регулировать сферу экологии и защиты природы от вредного воздействия.

Предметом данной отрасли права являются отношения людей по использованию природных ресурсов и их защите от злоупотреблений и чрезмерной эксплуатации.

Похожие главы из других книг

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович 2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич 1.

Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества.

Таким образом, под Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е 4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила Из книги Жилищное право.

Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич 2.1.

Понятие жилищного законодательства.

Виды источников жилищного Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна 13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен 3.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна 8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:— обычное Из книги Римское право.

Шпаргалка автора Левина Л Н 4.

Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья 15.

Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна 14.2 Виды источников права Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич 3.1.

Понятие и система источников трудового права Источники трудового права – это законодательные и иные нормативные акты, регулирующие условия труда работников.Совокупность правовых актов, регламентирующих трудовые отношения, называется трудовым законодательством Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич § 2.
Учебник автора Гущин Василий Васильевич § 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник».

Как правило, при этом выделяются два составных компонента Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович § 1.

Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков.

Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, Из книги автора Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения.

Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм.

Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении.

Нормы

Экологическое право. Понятие, предмет, система

Специальная часть экологического права. Термин «экология» был введен в научный оборот немецким уче­ным Э.

Геккелем в 1866 г. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки. Ныне проблемы экологизации коснулись практически всех отраслей знаний, в им числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные причины, состоящие главным образом в обострении отноше­ний общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества. Важную роль в разрешении этих проблем призвано сыграть право как одно из эффективных средств регулирования общественных от­ношений.

Экологическое право — это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются общественные отноше­ния в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природ­ной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воз­действия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Более четко оп­ределить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных при­родных ресурсов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом. Системы экологического права как науки и учебной дисциплины совпадают.

Они состоят из общей, особенной и специальной частей.

2. В общей части содержатся институты и положения, имеющие зна­чение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, его источники, экологические правоот­ношения, право собственности на природные ресурсы, право приро­допользования, государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения. Субъектами экологических правоотношений, т.е.

его участниками, являются граждане, юридические лица, государство и его органы.

Сте­пень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юридические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что, ко­нечно, не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды. Объекты экологических правоотношений подразделяются в юри­дической литературе на три категории: интегрированные — окружающая природная среда в целом; дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, живот­ный мир, генетический фонд, природные ландшафты); особо охраняемые —государственные природные заповедники, на­циональные природные парки, природные заказники, памятники при­роды, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды рас­тений и животных и места их обитания.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников.

Права и обязанности субъектов экологи­ческих правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэто­му содержанию права одного участника правоотношения, как правило, корреспондирует соответствующая обязанность другой стороны.

Особое значение для характеристики экологических правоотношений имеют права граждан. Права человека вообще, в том числе и в области экологических правоотношений, стали краеугольным камнем, одним из основных постулатов современной цивилизации. На их основе пы­таются решать многие проблемы современности, в том числе и эко­логические.

Не удивительно поэтому, что и по нашей Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2 Конституции РФ), Права и свободы человека и гражданина являются одной из основ конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 42) каждый имеет право на благо­приятную окружающую природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Конституция пред­усматривает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Аналогичные права и обязанности граждан предусмотрены и в За­коне «Об охране окружающей природной среды»1.

Так, в ст. 11 Закона говорится, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Более того, данным проблемам посвящен специ­альный второй раздел Закона — «Право граждан на здоровую и бла­гоприятную окружающую природную среду», чего ранее никогда не было в нашем законодательстве. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан от 22 июля 1993 г.2 предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан от 22 июля 1993 г.2 предусмотрены права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах.

Здесь, в частности, предусмотрено, что гражданам Российской Феде­рации, проживающим в районах, признанных в установленном зако­нодательном порядке экологически неблагополучными, гарантируется бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие кон­сультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями меди­цинского назначения на льготных условиях Федеральным законом

«О санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии населения»

от 30 марта 1999 г.1 предусмотрены права и обязан­ности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения, в том числе их права на благоприятную среду оби­тания. В соответствии с действующим законодательством граждане име­ют право: — на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; — получать в соответствии с законодательством РФ в органах госу­дарственной власти, местного самоуправления, учреждениях государ­ственной санитарно-эпидемиологической службы и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состо­янии среды обитания; — осуществлять общественный контроль за выполнением санитар­ных правил; — создавать общественные организации по охране окружающей при­родной среды, фонды и иные общественные формирования в данной сфере, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; — принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и де­монстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей при­родной среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалоба­ми, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения; — требовать в административном или судебном порядке отмены ре­шения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приоста­новлении, прекращении деятельности предприятий и других объек­тов, оказывающих вредное влияние на здоровье человека; — на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения законодательства, действующе­го в данной сфере, юридическими и физическими лицами; — ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических и физических лиц, виновных в совершении экологических правонару­шений. Важным является вопрос о праве собственности на природные ре­сурсы.

От того или иного решения его во многом зависит правовое регулирование многих вопросов рационального использования и ох­раны природных ресурсов.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности. Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе.

Здесь она выступает и как главное средство производства, и как пространственный базис всякой иной деятельности. С землей и дру­гими природными ресурсами сельские жители тесно связаны и в быту, и в производстве. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в со­ответствии с законом не может принадлежать им (ст.

213 ГК РФ). Право граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции РФ (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ­ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц. Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собствен­ностью.

Она выступает в виде федеральной собственности и собствен­ности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепле­ние в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью РФ является имущество, принадле­жащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерально­го значения, автономной области, автономным округам (собствен­ность субъекта Российской Федерации). Муниципальной собственностью является имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности город­ским и сельским поселениям, а также другим муниципальным обра­зованиям.

Важную роль в обеспечении рационального использования и ох­раны окружающей природной среды играют государственные органы. Несмотря на усиление и переход в условиях рыночной экономики на преимущественно экономические методы управления, роль админи­стративно-правового механизма в данной сфере остается значитель­ной и во многом определяющей, что обусловлено спецификой скла­дывающихся здесь отношений.

Основными функциями управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются: — нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды; — организаторская деятельность в данной сфере, в том числе плани­рование, финансирование, лицензирование; — мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Обеспечение рационального природопользования и охраны окру­жающей среды — задача всего государственного механизма, всех ор­ганов государственной власти.

Вместе с тем в системе государствен­ных органов выделяются специально уполномоченные органы, глав­ной функцией которых является обеспечение рационального исполь­зования и охраны окружающей природной среды. Как предусмотрено Конституцией РФ (ст.

72), природопользова­ние, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопас­ности, особо охраняемые природные территории, охрана памятни­ков истории и культуры находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов — республик, краев, областей, авто­номных образований, Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с данным и другими конституционными положениями, а также поло­жениями, предусмотренными другими нормативными правовыми ак­тами, определяется компетенция соответствующих природоохранных органов.

Согласно Указу Президента РФ

«О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти»

от 17 мая 2000 г.

Государственный коми­тет РФ по охране окружающей среды, осуществлявший ранее на кол­легиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения эко­логической безопасности, сохранения биологического разнообразия, ныне упразднен, а его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ. Значительную роль в обеспечении рационального использования и охраны окружающей природной среды играет государственная и об­щественная экологическая экспертиза. Ее основными принципами яв­ляются: презумпция потенциальной экологической опасности любой наме­чаемой хозяйственной или иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экс­пертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на эколо­гическую экспертизу; независимость экспертов и др.

(ст. 3 Федерального закона «Об эко­логической экспертизе»1). К общей части относятся также такие институты экологического права, как экономический механизм природопользования и охраны окружающей природной среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

3. Особенная часть экологического права охватывает нормы права, посвященные рациональному использованию и охране отдельных природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы согласно ст. 9 Конституции являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ведущее место среди природных ресурсов, несомненно, занимает земля. Она — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, земля обладает и такими особенностями, также оказывающими вли­яние на ее правовой режим, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также таким уникальным свойством, как плодоро­дие, которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом.

Особо важную роль играет земля в сельском хозяйстве, где заняты огромные земельные площади, от рационального использования и ох­раны которых зависит обеспечение и продовольственной, и экологи­ческой безопасности страны.

Сельские жители наиболее тесно связа­ны с природой и в быту, и в производстве. От них в немалой степени зависят рациональное использование и охрана не только земли, но и других природных ресурсов. Именно этим обусловлено следующее по­ложение, содержащееся в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст.

46): предприятия, объединения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по ох­ране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных послед­ствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоро­вью человека. Особо «жесткие» экологические требования установлены в дейст­вующем законодательстве для животноводческих ферм и комплексов, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, которые должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхност­ных и подземных вод, причинение вреда окружающей природной среде, водосборов водоемов и атмосферного воздуха.

Нарушение ука­занных требований, причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Существенное влияние на состояние окружающей природной среды и экологической обстановки в целом оказывает проведение мели­оративных работ.

Как предусмотрено Федеральным законом «О мели­орации земель» от 10 января 1996 г.1, мелиорация земель осуществ­ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земле­делия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйст­венной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сель­скохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных зе­мель и формирования рыночной инфраструктуры земельных угодий.

Определен Законом порядок проведения мелиоративных работ, а также предусмотрено, что строительство на мелиорируемых землях объектов и проведение других работ, не связанных с мелиорацией зе­мель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного ре­жима почв на мелиорируемых землях, или препятствовать эксплуата­ции мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений и защитных лесных насаждений. Перевод мелиори­рованных земель в иные, изъятие их осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Под строгий государственный и общественный контроль должно быть поставлено применение в сельском хозяйстве пестицидов, гер­бицидов, дефолиантов и других химических веществ, в противном случае применение химии может повлечь немалые беды, в том чис­ле и необратимые негативные последствия для самого сельского хо­зяйства.

Правовое регулирование применения в сельском хозяйстве химических веществ осуществляется на основе Федерального закона

«О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

1.

Исходя из большого социального, политического и экономическо­го значения рационального использования и охраны земель в сельском хозяйстве, в особой правовой регламентации нуждается обеспечение плодородия этих земель.

Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон

«О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения»

от 16 июня 1998 г.2 Важное место в экологическом праве занимает правовое регули­рование отношений по рациональному использованию и охране недр. Недра согласно действующему законодательству — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсут­ствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков и про­стирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Земля России богата разнообразными полезными ископаемыми, обеспечивающими материально-сырьевую базу для эффективного функционирования отечественной экономики.

По оценкам специалис­тов, подземные богатства России оцениваются в 30, США — в 8, Китая — 6,5, Европы — 0,5 трлн. долларов. Однако эти богатства не беспредельны.

Многие из них относятся к так называемым невозоб­новимым природным ресурсам и рано или поздно они иссякнут.

Поэ­тому рациональное, бережное использование и надлежащая их охрана являются одной из первоочередных задач.

Этим, очевидно, и должны определяться основные направления развития нашего законодатель­ства о недрах. Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной.

В отличие от права собственнос­ти на землю здесь право частной собственности полностью исключа­ется. Согласно Закону Российской Федерации «О недрах»3государст­венный фонд недр составляют используемые участки, представляю­щие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее территориального шельфа.

Согласно Закону Российской Федерации «О недрах»3государст­венный фонд недр составляют используемые участки, представляю­щие собой геометрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее территориального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр относится к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов. Одним из основных компонентов окружающей природной среды является вода, которая хотя и является возобновимым, но ограничен­ным и весьма уязвимым природным ресурсом, играющим первосте­пенную роль в становлении и развитии человеческого общества, удов­летворении его экологических и иных потребностей.

В нашем законодательстве употребляются термины «вода» и «воды».

Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоя­нии, а под «водами» — вся вода, находящаяся в водных объектах, ко­торыми являются сосредоточение вод на поверхности суши в формах . ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ). Основными принципами государственного управления использо­ванием и охраной водных объектов Российской Федерации являются: — устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды); — сочетание использования и охраны всего бассейна водного объекта или части его в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территори­ального принципов); — разграничение функций управления в области использования и ох­раны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации и ее субъектов урегулированы отноше­ния по использованию лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологи­ческого и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного много­целевого лесопользования. Животный мир также является неотъемлемым компонентом ок­ружающей природной среды,»подлежащим строгой правовой охране. Под животным миром согласно ст.

1 Федерального закона «О живот­ном мире» понимается совокупность населяющих территорию Россий­ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Представляется, что данное определение животного мира носит в известной мере условный характер и в основном пригодно для целей данного Закона, поскольку оно охватывает далеко не весь животный мир, а лишь его объекты, находящиеся, во-первых, в указанных в За­коне границах и, во-вторых, в состоянии естественной свободы. Прав­да, в Законе содержится оговорка (ст.

3), что отношения в области использования и охраны объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурсов и генетического фонда объектов животно­го мира и иных научных и воспитательных целях, также регулируются данным Законом, другими федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федераций, а также закона­ми и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Особый правовой режим установлен для участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагают­ся природные комплексы и объекты, имеющие особое природо­охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты по решениям органов государственной власти полностью или частично из хозяйственно­го использования и для которых установлен режим особой охраны.

К таким особо охраняемым природным территориям относятся: госу­дарственные природные заповедники, национальные парки, природ­ные парки, государственные природные заказники, памятники при­роды, дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты. 4.Специальная часть экологического права включает право окру­жающей природной среды в зарубежных странах и международное право окружающей среды.

Значение и необходимость их изучения обусловливается спецификой самих регулируемых отношений, состо­ящей в данном контексте в том, что многие проблемы охраны окру­жающей природной среды не могут быть успешно разрешены в гра­ницах одного государства, в том числе и такого обширного по терри­тории, как наша страна, а также необходимостью ознакомления и ис­пользования всего мирового опыта охраны окружающей природной среды.

Осознание необходимости согласованных действий всего ми­рового сообщества в области охраны окружающей природной среды — характерная черта современности с ее глобализацией не только эко­номики, но и экологических проблем. Их успешное решение — непре­менное условие существования и развития нашей цивилизации. Основные принципы международного сотрудничества в области охраны природной среды нашли отражение и нормативное закрепле­ние прежде всего в основополагающем в данной сфере законодатель­ном акте — Законе «Об охране окружающей природной среды», а также в других нормативных правовых актах.

Этими принципами «являются: — право каждого человека на жизнь в наиболее благоприятных эко­логических условиях; — каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обес­печения нужд своих граждан;, — экологическое благополучие одного государства не может обеспе­чиваться за счет других государств или без учета их интересов; — хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории госу­дарства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; — недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; — должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно при­знанных критериев и параметров; Стр 1 из 2 » Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

/ / / Источники экологического права

Источники экологического права – обязательные для применения те НПА, которые приняты надлежащими государственными уполномоченными на то органами в установленном порядке. Т.к. экологического кодекса нет,то источники можно рассматривать в широком и узком толковании. В широком толковании –рассматриваем не только специализированные НА, но и то законодательство, которое как-то затрагивает природопользование и охрану ОС.

Включаем почти все. Напр, УК, АПК, ГК (гл.17).

Т.к. это физически невозможно, то надо рассматривать в узком понимании. Узкое понимание – специализированные НА, которые непосредственно созданы для отношений в области природопользования и охраны ОС.

1. Конституция РФ: приоритетным значением обладают международные договоры, а также основные принципы международного права.

Российское ЭП во многом зависит от МП. Принципы МП, влияющие на ЭП: Принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.

Распределение природных ресурсов не однородно. Если международное сообщество будет вмешиваться, то будет повод для конфликтов.

Принцип уважения прав и свобод человека в контексте экологических прав.

Сложный принцип, т.к. экологические права и свободы новое понятие для РФ.

Принцип международного сотрудничества и т.д. Международные договоры, заключенные с РФ. Начиная 1972 г ООН раз в 10 лет проводит крупные международные конференции по вопросам ЭП и по их результатам создаются новые принципы и документы.

Эти все декларации носят рекомендательный характер.

В 1972 принята первая международная декларация по охране ОС (стокгольмская).

В этой декларации впервые закреплено право человека на благоприятную ОС, принцип суверенного права государства на использование своих природных ресурсов.

В 1982 конференция – принята Всемирная хартия природы. Качественно дублировала выводы декларации 1972 года. Но были разработаны более четкие формулировки. Состоит из 28 статей (принципов). В 1992 году конференция. Принято несколько важных документов. Именно эта конференция стала важнейшей для развития современного ЭП.

Именно эта конференция стала важнейшей для развития современного ЭП. Были приняты: Декларация «По охране ОС и устойчивому развитию».

В ней впервые прозвучал принцип устойчивого развития как план законодательного экологического развития всех стран участниц ООН. Очень сложна реализация этого плана.

Устойчивое развитие (УР) – очень сложное понятие. УС предусматривает политическое, экономическое и социальное развитие личности и общества в условиях благоприятной ОС. В РФ она реализуется. Принят Повестка дня 21 век.

4 части, одна из которых касалась охраны ОС. Принята конвенция «По охране климата». Является основополагающей. Вводит понятие климата, климатической системы, устанавливает правила, которые должны быть разработаны в каждом государстве по охране климата.

Далее к ней подписано несколько протоколов. Напр, Киотский. Приняты Лесные принципы.

В результате этого произошел скачок цен на лесную продукцию, т.к. в ней было заложено изменение тарифов и таможенных платежей на лесную продукцию. В 2002 году также конференция в Юганенсбурге.

Разработаны юганенсбургсикие принципы. Качественно уступают ранее принятым документам. Никаких новых положений не содержат.

Также, напр, конвенция об эк многообразии.

Кроме этого РФ подписывает много двусторонних международных договоров. Все они носят обязательный характер.

Напр, конвенция «Об Охране Балтийского моря», хотя там более двух участников. Участниками этой конвенции являются все прибрежные государства, заинтересованные в охране Балтийского моря.

Есть раздел по безопасности судоходства, по качеству воды. В результате РФ построило очистительные сооружения.

Также много договоров с бывшими союзными республиками. 2. Конституция РФ – основоположный документ, регулирующий все важные вопросы.

Ст.9 КРФ: земля и др. природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов. Т.е. в ст.9 законодатель объявляет о национальном суверенитете ресурсов, находящихся на территории РФ. Природные ресурсы рассматриваются как основа для благосостояния не только государства, но и населения.

Ст.36 КРФ: 1.устанавливается многообразие форм собственности на природные ресурсы.

Те. Применение ст. 36 практически осложнено, т.к. многие ПС находятся в государственной собственности.

Понимание права собственности воспринимается сложно, т.к.

не очень высокий уровень юридической грамотности. Существуют ограничения права частной собственности на ПС. В 1993 г. когда КРФ только вводила этот принцип, законодатель не до конца понимал как будет реализовываться право частной собственности на ПС.

Ст.42 КРФ: впервые провозглашены экологические права гражданина. Это сильный прорыв. • Граждане РФ имеют право на благоприятную ОС.

Восприятие этого права в 1993 году только формировалось. Основное экологическое право • Право на достоверную информацию о ее состоянии.

Реализация этого права происходит довольно сложно, т.к.

не разработан до конца законодательный механизм. • Право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Ст.58 КРФ: Граждане РФ должны бережно относиться к природным богатствам. Обязанность охранять природу и ОС. Эта обязанность звучит достаточно абстрактно. По идее, КРФ и не должна расшифровывать, но при этом эта статься довольно сложно понимается.
По идее, КРФ и не должна расшифровывать, но при этом эта статься довольно сложно понимается.

Ст.71,72 КРФ: охрана ОС находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Некоторые вопросы переданы на усмотрение субъектов РФ. 3. Нормативные договоры. Т.е. договоры заключающиеся между РФ и ее субъектами.

Сейчас этот источник не востребован.

Но с 1994 по 1997 было заключено порядка 40 таких договоров. На сегодняшний день действует только 1 договор: между РФ и республикой Бурятия. 4. Федеральное законодательство ФЗ от 10 января 2002 «Об охране ОС» Достоинства: В этом законе впервые разработан терминологический аппарат, дающий законодательное определение многим понятиям (естественная экологическая система, благоприятная ОС и т.д.) Перечислены абсолютно все важные экологические институты Недостатки: Хоть и перечисляет все институты, но не дает их характеристики.

Почти все нормы являются отсылочными.

Закон написан в декларативном характере. Поэтому он не выполняет роль кодекса.

В нем много принципов, норм-целей и т.д. ФЗ от 30 марта 1999 г

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан»

Содержит массу правовых механизмов возможности выживания человека в опасных условиях жизнедеятельности. Закон носит комплексный характер.

ФЗ от 1992 г «О безопасности» — этот закон не обязателен для прочтения.

Был впервые введен термин «экологическая безопасность». Это стратегически важный закон.

Начиная с 1992 года граждане имеют право на экологическую безопасность, а механизм реализации опять разбросан по разным НА. ФЗ от 23 ноября 1995 г «Об экологической экспертизе» Содержание этого закона очень изменилось с 1995 года.

В нем законодатель пошел по пути упрощения норм.

ФЗ от 27 декабря 2002 г «О техническом регулировании» Полностью изменил систему нормирования и стандартизации на территории РФ. Данный закон составлен хаотично. На практике система Гостов прекращена в 2004 году.

Но в полном объеме новая система до сих пор не работает.

ФЗ от 24 июня 1998 г «Об отходах производства и потребления» Проблемы утилизации, переработки отходов. Это большие проблемы. До 1998 г концепции обращения с отходами не существовало.

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г В пределах населенного пункта есть окружающая среда для нас важная. Также он вводит некоторые важные экологические понятия. 5. Отраслевые федеральные законы ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 г Определяются понятия недр, недрапользования и т.д.

ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1994 г. Было внесено наименьшее число поправок и изменений.

В нем много декларативных норм. Не регулирует очень многие вопросы, связанные с основными видами – охоте и рыбалке. Поэтому существуют специальные законы ФЗ от 4 мая 1999 г «Об охране атмосферного воздуха» Существует понятие атмосферного воздуха, но не существует право собственности на него.

Сам по себе закон написан сложно.

Земельный кодекс РФ от 21 ноября 2001 г.

Но он больше уделяет внимание земле не как природным участкам, а как объекту имущественных отношений.

Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г и Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г.

Эти кодексы вводят новые институты, договоры на лесопользование и водопользование, которые ранее не были в нашем законодательстве. ФЗ от 14 марта 1995 г «Об особо охраняемых природных территориях».

Говорит о существовании природно-заповедного фонда и т.д.

Довольно удачный ФЗ 6. Указы и распоряжения Президента РФ Это то нормотворчество, которое затрагивает общие вопросы по формированию и реализации внутренней и внешней политики, в том числе и в сфере природопользования и охраны ОС. Таких распоряжений не много. Нам необходимо 2 из них.

Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г

«Основные положения государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития»

В нем содержатся этапы, которые должны быть пройдены ОГВ, ЮЛ и ФЛ для перехода к концепции устойчивого развития и ее толковании.

Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» По содержанию более емкий.

В нем содержится информация о тех природных комплексах, которые необходимы для устойчивого развития, а также об особых природных комплексах. Так же не надо забывать об указах, формирующих органы исполнительной власти 7. Постановления и распоряжения Правительства РФ Выполняют более практическую задачу, т.к.

они направлены на обеспечение выполнения политики по охране ОС. Определяют конкретных лиц, выполняющих определенные мероприятия.

Вопросы: • На их основании создаются федеральные агентства, министерства и службы Напр, Федеральное агентство по недрапользованию • На их основании создаются особо охраняемые территории • На их основании происходит разработка нормативов качества ОС.

Также вопросы нормирования и стандартизации В отличие от НА Президента, здесь более или менее адресный характер. 8. Ведомственные нормативные акты В данный момент существует несколько федеральных министерств, агентств и служб, которые занимаются нормотворчеством, касающимся ЭП. 9. Акты органов местного самоуправления Органы МСУ не являются ОГВ, поэтому изданные ими НА не могут быть приравнены к вышеперечисленным актам.

Но у органов МСУ также есть нормотворческая функция по определенным вопросам: вопросы благоустройства, озеленения и вывоза мусора, можно также отнести организацию субботников. Благоустройство относительно.

Вывоз мусора – последнее время полномочия распределяются между ТСЖ. 10. Локальные нормативные акты.

Дискуссионный источник. Бренчук говорит о том, что он может быть рассмотрен. Те НА, которые издаются крупной организацией, обеспечивающей свободу предпринимательства, распределения прибыли и т.д. До недавнего времени говорилось, что они могут быть источником только трудового права.

Последние пару лет, говорится, что на территории РФ сформировались крупнейшие компании, осуществляющие регулирование в определенной сфере природопользования монопольно. Напр, ЛУКОЙЛ, Газпром. Многие теоретики не согласны с таким источником ЭП.

11. Технические акты. Во-первых, это технические регламенты.

До 2004 года их не существовало.

После 2004 года после введения понятия «технический регламент» следует признать как самостоятельный источник. Во-вторых, это всяческие нормативы и стандарты. В соответствии со ст.71 и 72 КРФ: при изучении источников ЭП учитывается и региональное законодательство.

В разных субъектах ЭП сформировано по-разному. А) У каждого субъекта есть устав или конституция В СПб нет альтернативного водохранилища по поставке питьевой воды.

В Уставе СПБ ничего не говорится об охране ОС. Б) Законы субъектов. Очень разнообразны.

Закон СПб от 29 мая 2003 г.

«Об административных правонарушениях в сфере благоустройства»

. В нем говорится о том, что на территории СПб осуществляется благоустройство.

Существует Комитет по благоустройству СПб.

Существует ответственность за нарушение благоустройства. Не разработано закона об охране ОС на территории СПб. В) Распоряжения Главы субъекта.

В СПб таких распоряжений нет. Г) Нормотворчество Администрации, Исполнительной власти субъекта. Носят стратегический и политический характер Д) Акты специальных комитетов.

Напр, Комитет СПб по природопользованию и обеспечению экологической безопасности 12. Судебная практика. Очень дискуссионный вопрос.

Последнее время считается, что это равноправный источник. Постановления Пленумов ВС и ВАС.

Носят разъяснительный характер. Постановление Пленума ВС 1998 г, Постановление ВАС 2002 г.

Вывод: необходимость написания экологического кодекса. Попытки иногда принимаются. Сложность в том, что ЭК должен включать много моментов, таких как единообразие форм договоров, распределение полномочий между ОГВ.

Эта работа сейчас ведется. Президент проводит реформу, на которую отвели 3 года, после чего возможно создание ЭК.

Система источников довольно традиционно.

Формируется с точки зрения иерархии.

Она довольно прозрачна и понятна.