Как сотрудничает учитель с удо



Текст научной работы на тему «Профориентационная работа с учащимися УДО в системе субъектно-развивающего образования»


ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ УДО В СИСТЕМЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работа представлена кафедрой педагогики Башкирского государственного университета им. М. Акмуллы. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. С. Гаязов Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации в учреждениях дополнительного образования детей. На основе обобщения теоретического и практического опыта с позиции субъек-тио-развнвающего образования определены методы и направления профорнентацнонной работы в УДО, способствующие достижению стабильных результатов в подготовке конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, комплексная профднагностнка, профориентационная практика. This article is dedicated to the problems of professional orientation in complimentary education schools for children. On the basis of generalization of theoretical and practical experience with personal approach to each student, we developed professional orientation methods that lead to production of competitive specialists.

Key words: professional orientation, complete professional diagnostics, professional education practice.

Основными задачами учреждения до-| полнительного образования (УДО) являют- ся: адаптация детей к жизни в обществе, обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств. Учреждение дополнительного образования во главу угла ставит развитие личности ребенка, его познавательных, физических, художественных и | в итоге — творческих способностей, а не просто достижение определенного уровня тех или иных знаний, умений и навыков.

В качестве интегративного критерия качества развивающей образовательной среды рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. По мнению И. В. Калиш,

«создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп обучающихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению позволяет более точно определить перспективы развития каждого учащегося, даст возможность большему количеству детей включиться в процесс художественного образования»

’.

Школа искусств призвана осуществлять задачи допрофессиональной подготовки для ; дальнейшего получения профессионально; го образования в области искусства. ! сегодня — многомерный и многоступенча- | тый процесс, который можно рассматри- 1 вать под разными углами зрения. Во-пер- вых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени.

(Социологический подход исходит из запросов общества.) Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда — с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности.) В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности.) Одним из важных компонентов профориентационной работы в УДО является комплексная профессиональная диагностика интересов и способностей учащегося.

Содержание работы по комплексной диагностике учащегося заключается во всестороннем изучении его личности, т.

е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы. В ходе эксперимента мы ставили следующие задачи: определить уровень сформиро-ванности мотивации выбора профессии у учащихся (высокий, средний, низкий); выявить склонности учащихся к определенной группе профессий и соответствие группе профессий «человек — художественный образ».

В ходе исследования факторов «Привле-кательности-непривлекательнос-ти» профессий применяем методику (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реан). Одна из за- дач предварительной профдиагностики в УДО — определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности.

Был проведен анализ документов и результатов деятельности учащихся — их личных дел, отчетной документации о выступлениях на зачетах, концертах, экзаменах. Было проведено анкетирование всех видов: дихотомическое, закрытое и открытое.

В ходе эксперимента мы использовали метод обобщения независимых характеристик.

В результате получилась целостная системная сумма знаний об ученике. Согласно Е. А. Климову, носитель профессии типа «человек — художественный образ», к которому принадлежат профессии музыкального профиля, определяется следующим образом: «Труд людей этой группы профессий связан прежде всего с преобразованием, созданием, исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичных экземплярах (дирижер, музыкант, вокалист, ч 2 актер.

)» . Специально для учащихся старших классов УДО мы составили документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, называемый профес-сиограмма: I. Уровень развития психологических функций: хорошее внимание (хорошая пе-реключаемость и распределение внимания, длительная концентрация внимания); умение легко вступать в контакт с людьми (свободно держаться на сцене); воспринимать большой объем информации; наглядно-образное мышление. И. Физиологические требования к профессии музыканта: хорошая зрительная, слуховая, «мышечная» память; хороший слух (гармонический, мелодический, абсолютный); хорошее чувство ритма; музыкальность; развитое музыкальное воображение (для создания музыкального образа).

III. Необходимые личностные качества: аккуратность, усидчивость, самостоятельность, артистизм, общительность, выносливость, настойчивость, терпеливость, хоро- шая трудоспособность, хорошая координация движений, эмоциональность, умение быстро переходить из одного эмоционального состояния в другое, творческая инициативность. IV. Особенности интеллектуальной деятельности: грамотно выражать свои мысли и чувства; многоплановое музыкальное мышление (слышать и «по горизонтали», и по «вертикали»); ставить и решать музыкальные задачи.

В своем исследовании мы выделили следующие этапы организации активизирующего профориентационного воздействия. Педагог должен выдвинуть гипотезу — определить проблему и наметить пути ее решения. На первом этапе важно «исследовать» учащегося.

На втором этапе — выдвижение профконсультационной гипотезы о проблемах учащегося и возможного пути решения этой проблемы.

На третьем этапе -совместное решение выделенной проблемы, использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.

е. оставался субъектом самоопределения.

Работа предполагает решение следующих основных задач: информационно-справочной; диагностической; связанной с моральноэмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека (приемы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии, Э.

Берн, М. Мелиб-руда, Р. Мэй). При реализации комплексной диагностики интересов и способностей мы использовали метод развивающей пси-„ 3 хологической диагностики , предполагающий использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения учащимися информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия выбираемой профессии (диагностические методические процедуры), во-вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры).

Чтобы обеспечить качество профессиональной ориентации, нами были разработаны адаптированные программы по основным музыкальным специальностям УДО. Отбирая учебный материал из программ, учебников, методических разработок, мы по конкретным пунктам проводили его анализ, чтобы выяснить, какие рациональные элементы содержит этот материал с позиции выработки конкретных личностных качеств профессионала, что плохо и чего недостаточно для того, чтобы получить высокий результат в формировании тех или иных компетенций. Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы: вследствие организации профориентационного воздействия, а также помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами и в постановке реальных целей процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.

Включение в учебновоспитательный процесс УДО поэтапной профориентационной работы способствует более эффективной подготовке учащихся старших классов УДО к выбору профессиональной деятельности. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена формированием и развитием профессиональных знаний, умений и навыков, а также знанием содержания профессионального труда. В процессе экспериментальной работы рабочая гипотеза подтвердилась.

1. Состояние проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической теории и практике указывает на необходимость повышения эффективности про- фессиональной ориентации старшеклассников и более точного определения ее содержания, форм, методов в УДО в качестве приоритетного направления модернизации российского образования.

2. Определены возможности УДО для организации эффективности подготовки профориентации старшеклассников УДО, на основе создания поэтапной профориентационной работы, включающей в себя: комплексную диагностику интересов и способностей старшеклассников в системе дополнительного образования; формирование знаний о содержании профессионального труда, формирование и развитие профессиональных знаний, умений, навыков; профконсультационную практику в УДО.

Работающие в системе субъектно-развивающего образования педагоги имеют возможность трансформировать знания, умения, навыки из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.

е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития. Показателями развития личности учащегося являются: сформиро-ванность показательных интересов и потребностей, устойчивой мотивации к художественной деятельности; развитие волевых и эмоциональных качеств, достаточных для осуществления практической деятельности в различных видах искусства как в самой детской школе искусств, так и после ее окончания. 1 Калиш И. В. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред.

А. К. Бруд- нова. М.: Владос, 2000. С П . Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 512. Чистяков С. Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика.

М., 2005. № 1. С. 37. cyberleninka.ru

Методическая разработка «Связь УДО с семьей».

Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования Центр технического творчества детей и юношествагородского округа город НефтекамскРеспублики БашкортостанВыступление по теме:«Сотрудничество учреждения дополнительного образования с семьей».

Подготовила и выступила Сайгина Надежда Анатольевна педагог дополнительного образования г. Нефтекамск, 2015 г.Цель: Познакомить с условиями создания единого эффективного образовательного пространства. Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является воспитание «всем миром», создание единого образовательного пространства микрорайона и города.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является воспитание «всем миром», создание единого образовательного пространства микрорайона и города.

При анализе комфортности взаимодействия семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка у всех субъектов образования отмечается пропорциональное напряжение. Каждая сторона образовательного процесса имеет свои выраженные претензии. Со стороны детей это:- недостаточно времени на занятия дополнительного образования, расписание занятий не всегда составлено по запросу каждого ученика;- педагог часто навязывает свою программу, свои мероприятия;- ограниченное пространство (удаленность микрорайона), не удовлетворяется потребность всех детей по разнообразию выбора дополнительных занятий.

Со стороны педагогов следующие претензии:- родители мало времени уделяют внешкольной деятельности своих детей;- у детей снижается мотивация к занятиям при повышении требований со стороны педагога;- у детей не сформирована ответственность.

Со стороны родителей:- учеба в школе важнее занятий в системе доп.

образования;- учителя задают много дом. заданий и времени на доп. занятия не остается;- режим работы педагога не всегда устраивает. С целью снижения взаимных претензий в УДО создаются условия для полноценного развития личности.

1. Расписание занятий доп. образования корректируется в течение учебного года.2. Набор в группы так же идет на протяжении всего учебного года.3.

При планировании работы детских объединений учитывается мнение детей.4. Даже небольшие успехи каждого ребенка в системе доп.

образования доводятся до сведения родителей. При вовлечении родителей в учебно – воспитательный процесс, происходит не только повышение их образовательно – просветительского уровня, но и взаимопонимание в вопросах воспитания и развития детей.

В нашем УДО для расширения информационного пространства родителей традиционно проводятся дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет возможность посетить занятия, побывать в роли ученика, понаблюдать за успехами своего ребенка.

Давней традицией стали ежегодно проводимые творческие отчеты объединений по всем направлениям деятельности. На такие творческие встречи привлекаются родители, классные руководители, которые выступают в роли зрителей, участников, союзников. С целью трансляции опыта и популяризации деятельности системы доп.

образования, снижения правонарушений, вовлечения подростков из неблагополучных семей в систему доп.

образования в нашем центре создан сайт.

Большинство мероприятий транслируются по местному телевизионному каналу. Об успехах наших воспитанников родители, дети и педагоги имеют возможность узнать из газеты «Волшебный сундучок».

Творческое сотрудничество с семьей активно пропагандирует позитивный опыт семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании школьника.

Создает максимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет педагогу решать возникающие проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием. Педагог находит не только единомышленников, но и союзников, помощников.

Безусловно, не все родители принимают непосредственное и активное участие в школьной работе, сотрудничают с системой доп. образования. Но в каждом объединении, в каждом классе есть родители, которые с радостью идут к сотрудничеству с педагогами.

И задача нас, педагогов дать понять, что воспитание – это единый, совместный процесс, ошибки и недоработки которого негативно отразятся на развитии личности ребенка.

« Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к своей семье, родительское понимание – вот главный метод воспитания»

по словам Антона Семеновича Макаренко. Позитивный союз педагогов и родителей – основа для развития творческой личности ребенка.

Активисту Есентаеву в третий раз отказано в УДО

Впрочем, решение этой проблемы есть: обратиться непосредственно в налоговую по месту, где зарегистрирован ваш контрагент.

Эти должностные обязанности руководителя организации не могут быть должным образом выполнены на условиях неполного рабочего дня продолжительностью 6 часов. Несоблюдение этого требования чревато выплатой значительного штрафа.

У нас ещё много легких и быстрых расчетов для сложных вещей. Отзывов: 37 Просмотров: 88525 Голосов: 19 Обновлено: 09.

Прежде всего, не стоит паниковать спустя пару недель.

Людвиг Рудольф близко сотрудничал с Фридрихом Зиггрюном и с Альфредом Витте, Удо хотел стать учителем физкультуры. В этой. У меня тоже был аппарат на эксперизе,признали брак. Если злоумышленник имел цель убить или изувечить животное, но не достиг ее по независящим от него причинам, то деяние квалифицируется как покушение на совершение преступления.
Если злоумышленник имел цель убить или изувечить животное, но не достиг ее по независящим от него причинам, то деяние квалифицируется как покушение на совершение преступления.

Передача документов в бухгалтерию и их фиксация.

Понятие мошенничества знакомо, наверное, каждому взрослому человеку, но не все правильно понимают, как его трактуют в суде.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стоит сказать, что это вынужденная мера, потому что на российских дорогах случается много аварий именно по вине скутеристов. Подробно о том, что делать, если тебе угрожают физической расправой, читайте в этой статье.

Пример такого заявления указан ниже.

Если автолюбитель должен был заплатить тридцать тысяч рублей, то новый штраф составит шестьдесят тысяч. Особенности возврата планшета в магазин.

Когда снесут мой дом. Вам пишут примерно такое сообщение: Я объясню причину моей продажи квартиры по заниженной цене. Нарушение работником трудовой дисциплины, а также противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей считается дисциплинарным проступком (пп.

Все зависит от программы займа. ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Ходатайство об условно досрочном освобождении: советы адвоката

Дополнительное образование сегодня

  1. , директор

Разделы: В современной образовательной ситуации изменения в сфере дополнительного образования возникают двояким способом. Одни из них сопровождают начавшуюся модернизацию образования, организуемую сверху.

Другие возникают как следствия самоорганизующихся культуросообразных процессов, идущих снизу и чаще всего вне формальной реорганизации – собственным неспешным ходом. Практика прошлого была связана с изменениями сверху.

Сегодня в существующих учреждениях дополнительного образования детей (УДО) и в соответствующих блоках дополнительного образования в школах все чаще приветствуется инициатива снизу. Получается, что и тот и другой способ присутствуют. Эти разнонаправленные изменения постепенно создадут, будем надеяться, условия для становления обновленной, открытой системы дополнительного образования детей, отвечающего современным запросам общества.

Эти разнонаправленные изменения постепенно создадут, будем надеяться, условия для становления обновленной, открытой системы дополнительного образования детей, отвечающего современным запросам общества.

Одно из таких условий – становление и последовательное развитие в УДО демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества, т.е.

целенаправленной совместной деятельности детей, педагогов, администрации и родителей на основе единых подходов и позиций. Здесь речь идет не о модернизации с целью «усовершенствовать» старые управленческие установки, не о введении дополнительных механизмов регулирования сверху или умножения приказов и инструкций, а, прежде всего, о расширении практики совместных действий, об обеспечении публичности управления и активного участия общественности (педагогов, родителей, детей) в планировании, организации и экспертизе деятельности УДО.

Например, ранее вычеркнутые из практики пионерские отряды возрождаются сегодня как новая практика создания детско-взрослых общностей с явной социальной направленностью. Или появились варианты объединения педагогов в профессиональные сообщества с целью создания новых видов досуговой и развивающей деятельности для детей. Теперь о социальных запросах общества.

Каков сегодня социальный заказ, то есть те условия и требования, которые предъявляет общество в лице детей и родителей, педагогической общественности, управленческих структур и другого окружения УДО, прежде всего, к содержательной стороне деятельности?

Здесь несколько позиций. Необходимость изменения УДО, переход его в новое качественное состояние определяется рядом современных обстоятельств, зафиксированных в «Стратегии развития дополнительного образования» (1994 г.) и др.
документах:

  • Культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.
  • Взгляд на человека как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.
  • Усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.

Следовательно, возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, концентрация внимания системы дополнительного образования на индивидуальности каждого ребенка, каждого педагога и каждого родителя.

Если еще несколько лет назад родители устремлялись со своими чадами в коллективы явно знаниево-ориентированные (английский язык, информатика и проч.), то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «учились общаться с другими», т.е. идет ориентация на коллективы с физкультурно-оздоровительной и развивающе-творческой направленностью.

Таким образом, социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности в дополнительном образовании. «Рентабельность» системы работы УДО, «конкурентоспособность» его на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от состояния его материально-технической базы.

Создание современных минимально необходимых и достаточных условий для функционирования творческих объединений – насущная задача.

Определяя главные приоритеты в своей деятельности, УДО должно ориентироваться на современные тенденции развития воспитательных внешкольных учреждений – таких, как:

  1. профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;
  2. предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
  3. многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;
  4. личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
  5. оснащенность образовательного процесса программами, помогающим детям овладеть функциональной грамотностью;
  6. социокультурная направленность всех мероприятий.

Среди интересных находок для повышения «конкурентноспособности» Центров детского творчества можно назвать следующие: создание комплексных образовательных программ (где могут быть объединены различные виды творческой деятельности, либо несколько педагогов могут осуществлять одну программу); организация и проведения «Дней свободного выбора» (когда ребенок может пойти на занятия в другой творческий коллектив либо к другому педагогу); заключение договоров со школами о взаимозачете оценок в школьную ведомость по виду деятельности в УДО (например, ребенок, занимающийся в ИЗО-студии, может не посещать занятия рисования в школе, а оценку по ИЗО ему выставляет педагог доп. образования); объединение детей из разных творческих объединений и их родителей в коллективных видах досуговой деятельности («Веселые старты», интерактивные театрализованные представления, концерт для ветеранов и проч.); введение новых видов деятельности (проектная деятельность, создание программ для дошкольников). Любое учреждение дополнительного образования, осуществляя гражданскую и государственную политику в области образования, в общем направлении развития (в так называемом «едином образовательном пространстве») должен иметь реальную собственную составляющую, связанную с задачами демократизации жизни УДО и, в частности, обеспечения политики партнерства родителей и УДО, сотрудничества и сотворчества детей, педагогов и родителей.

(В Законе РФ «Об образовании» закреплено прямое право родителей участвовать во всех делах образовательного учреждения). Например, в ряде учреждений дополнительного образования уже созданы и работают Попечительские советы – новая и прогрессивная форма участия родителей в образовательном процессе. Многие учреждения сегодня активно привлекают родительское финансирование, но мало кто думает о том, как еще можно реально привлечь родительскую инициативу.

Вариантов здесь масса – и совместные дела, и родительские собрания, и создание родительских советов, и даже организация Родительской школы (а почему бы и родителям не поучиться, пока дети занимаются?)… Какое дополнительное образование мы строим? Какая образовательная система сегодня и завтра будет востребована? Любое планирование, построение перспектив развития начинается с анализа деятельности, с поиска того, что хорошо, что плохо.

Поводя экспертизу образовательной среды в УДО, мы выявили ряд общих моментов.

Планомерно развивая УДО, ориентированный на ребенка, нужно уметь преодолевать некоторые негативные тенденции. По всем позициям налицо кризис существующих типов деятельности и отношений субъектов образовательного пространства УДО:

  1. между педагогическими установками на «некомпетентность» родителей, нежеланием и неготовностью включить их в образовательных процесс и стремлением и готовностью родителей активно участвовать в нем;
  2. между устаревшим содержанием деятельности и структурой организации УДО и поставленными администрацией задачами обновления УДО, переопределения смыслов, ценностей и целей образовательной деятельности;
  3. между корпоративным подходом в управлении деятельностью УДО и его недостаточностью для задач развития УДО;
  4. между сложившимся формальным (документальном, псевдодеятельностным) подходом к организации деятельности УДО и необходимостью создания деятельностного и содержательного подхода;
  5. между формальной методической работой, практическим отсутствием работы методистов, отделов и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе, иметь возможность получать информацию по своему направлению и участвовать в коллективном обсуждении с коллегами педагогических и иных проблем УДО;
  6. между уставшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, курсов, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.
  7. между традиционными установками педагогов в отношении детей на послушание и подчинение педагогу и стремлением современных детей к большей самостоятельности и к расширению прав на определение приоритетов и содержания работы творческого объединения, в том числе на индивидуальную образовательную траекторию;
  8. между недостаточным уровнем педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности ряда педагогов и необходимостью опираться в развитии УДО на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические кадры;

Вышеперечисленные позиции могут лечь в основание проведения внутренней экспертизы деятельности УДО.

Такая экспертиза с привлечением внешних авторитетных экспертов может помочь администрации увидеть перспективы развития учреждения, а педагогическому коллективу – узнать и развить свой творческий потенциал. Реальная (не декларируемая) демократизация управления УДО должна вести, прежде всего, к развитию практики:

  1. совместного (с педагогами, родителями и детьми) определения проблем их жизни в УДО и их ранжирования;
  2. открытого оперативного управления;
  3. обеспечение выбора поля совместной деятельности (в том числе и для тех, кто оказался в меньшинстве);
  4. принятия окончательных публичных решений на основе достижений консенсуса и учета мнения всех участников дискуссий;
  5. публичного анализа итогов сотрудничества (в том числе в рамках общественной экспертизы деятельности педагогической системы УДО в целом).
  6. выявления всех предпочтений и существующих мнений в ходе обсуждения проблем, а не позиций;
  7. признание права меньшинства влиять на принятие решений;
  8. совместного обсуждения проблем и возможных способов их решения;

Педагог, понимающий свою задачу односторонне («научить рисовать натюрморты», «выучить па-де-де»), не станет заботиться об эмоциональном развитии ребенка, расширении его способности к коммуникации, к саморазвитию. Деятельность педагога может быть формальной, узко дисциплинарной, монотонной, навязанной, репродуктивной (

«Я передаю знания, учу детей танцевать уже 15 лет – делать такие-то па…»

), а должна решать развивающие творческие задачи, нести позитивный, социально окрашенный заряд, быть привлекательной для детей.

Выход здесь такой: в простраивании осознанной деятельности педагога сверху – через поощрения, педагогические советы, методические объединения, учебы, тренинги; снизу – через собственный анализ и рефлексию педагогом своей деятельности (что опять-таки надо организационно выстраивать).

Необходимо соотнесение реальной деятельности педагога с его образовательной программой, выявление «белых пятен» и заполнение их реальным содержанием.

Если УДО не может создать для ребенка условий для творчества (сначала, конечно, субъективного) – значит, в нем надо многое менять. УДО призвано подвести каждого воспитанника к его собственному открытию: показать ему, что это такое – «самому сделать открытие» и как это здорово – изобрести, придумать что-то полезное, новое, творческое (пусть сначала это будет новое движение в танце или сочиненная самим ребенком песенка).

Чтобы появилась возможность у ребенка создать что-то свое, несомненно, надо использовать знакомство с творчеством великих, с образцов творчества в разных направлениях искусства, науки, техники.

Ограничение прикосновением исключительно к «творчеству» одного педагога явно недостаточно, если мы говорим о профессионализме в деятельности, и вообще о воспитании. Необходимо включение в образовательные программы, в положения о деятельности детских объединений УДО этих вопросов.

А главное, надо выстраивать практику организации и проведения подобных дел.

Следующий, не менее значимый аспект развития – общение. Общение – важный вид деятельности детей в УДО, что во многом дает ему преимущество перед школой.

Дети, лишенные полноценного общения, плохо чувствуют себя в жизни.

Воспитанники УДО чаще всего обречены на одностороннее общение – педагог вещает, дети внимают. Организацию межличностного общения между детьми не все педагоги считают необходимым и полезным специально организовывать.

На наш взгляд, это в корне неверно.

Педагогу УДО должно быть важно помочь ребенку овладеть многообразными языками общения, что требует предварительного научения в разных формах общения.

Здесь есть два пути: 1) путь пассивного отражения происходящего и реакции на происходящее и 2) путь активного самоопределения, попыток вмешиваться в события, влиять, изменять, выстраивать новые отношения.

Это путь, основанный на заинтересованном познании, понимании происходящего, способности активно взаимодействовать с другими. Что для решения этого вопроса можно делать: организовывать общение взрослых (педагогов, родителей) и детей, используя игры, социально значимую (прежде всего направленную на людей, нуждающихся во внимании – ветеранов, инвалидов, детей с особенностями развития) и творческую деятельность (КТД, представления, фестивали, спартакиады и проч.), помогая каждому найти себя в общности, стать лидером в каком-либо направлении, вести диалог, быть готовым к разумным компромиссам, жить по нормам толерантности (терпимости), без чего невозможно достижение счастья и успеха для себя и для другого.

Для педагога, стремящегося к изменениям в дополнительном образовании сегодня, становится главным создание условий для внутреннего развития каждого ребенка средствами своего вида творческой деятельности и разных видов социального творчества. 10.01.2012 Поделиться страницей:

Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе

  1. , учитель начальных классов

Разделы: Развитие личности ребенка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни коллектива класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека.

Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Вот почему каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников.

Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.

В Средней школе № 65 “Учебно-воспитательный комплекс” созданы комфортные условия для обучения, воспитания и развития ребенка. С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей я добиваюсь того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Во взаимодействии с коллективом родителей необходимо проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Главными направлениями сотрудничества классного руководителя и родителей являются: просвещение по вопросам психологии и педагогики, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, диагностика и коррекционная работа. Формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

К психолого-педагогическому просвещению родителей важно привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей предметников.

Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей.

Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы классного руководителя с родителями.

Задача классного руководителя в данном случае изучить психологический климат в каждой семье, настроить родителей на взаимодействие, на желание увидеть в школе – “большую хорошую семью”. Это только первый шаг. Диагностика семей продолжается на протяжении всего обучения детей с помощью анкетирования родителей, а затем и детей, тестирования, посещения семей.

Работу необходимо строить дифференцированно: у одних родителей есть проблемы в воспитании, проблемы решаются все индивидуально, а другие – помощники классного руководителя, могут поделиться своим опытом семейного воспитания, провести игры для родителей или совместный праздник родителей и детей.

Важно уделять особое внимание знакомству родителей учащихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В классе могут существовать родительские мини-объединения (родительская редакционная коллегия, игровая группа, оформительская группа).

Все родительские собрания в классе обязательно тематические: “Ребенок стал учеником”, “Утро в Вашей семье” (в виде ролевой игры), “Как помочь детям учиться” (практикум), “Преемственность поколений в семье”, вечер вопросов и ответов, совместное собрание детей и родителей “Наши успехи и творчество” и др. С таких собраний родители могут уходить с домашними заданиями, на последующих – делятся опытом, что удалось, получилось.

Так, через изучение семей, обучение родителей и совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель добивается вовлечение родителей в “образовательно-воспитательное пространство”. Оказание помощи родителям в воспитании детей классный руководитель осуществляет через организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Обусловлено это тем, что большая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, им требуется квалифицированная педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания, в установлении добросердечных отношений с детьми. Как сделать так, чтобы родители стали союзниками педагогов в данном вопросе, получили ту необходимую информацию, в которой они заинтересовались, захотели поделиться опытом семейного воспитания?

Прежде всего, необходимо выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой сегодня можно ответить на те злободневные вопросы, которые ставит перед школой, родителями и детьми сегодняшнее поколение и время.

“Родительские университеты” — форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей.

Подобная форма проводится как в рамках всей школы, так и в рамках класса.

Здесь обсуждаются проблемы коллектива класса, учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое “От сердца к сердцу” (О родительской любви), “Психологические компоненты взаимодействия в семье”, “Родительские размышления”, “В здоровом теле – здоровый дух” и др. Каждое занятие проводится в разнообразной форме – лекторий, семинары, решение педагогических ситуации, ролевые игры, творческие отчеты, совместные встречи, приглашение специалистов, в том числе родителей и т.д. Опыт классных руководителей многогранен.

По своему статусу именно он – основной субъект воспитательной работы с родителями. Классный руководитель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений: “образовательное учреждение делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности…” Примерная программа родительского всеобуча.

№ собрания Тема Ответственные 1 класс Собрание 1. Август. “Давайте познакомимся!”. Администрация, учителя. Родительский университет.

Сентябрь. Трудности адаптации первоклассников в школе.

Классный руководитель, психолог.

Вечер вопросов и ответов. Октябрь. Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Классный руководитель, психолог.

Родительский университет. Ноябрь.

Родителям о внимании и внимательности. Классный руководитель. Родительский университет.

Декабрь. Режим дня в жизни школьника. Классный руководитель, врач, психолог. Родительский университет. Январь.

“Как сохранить здоровье ребенка?” Классный руководитель, учитель биологии, психолог. Конференция. Февраль. О правах и обязанностях родителей и детей.

Социальный педагог, юрист. Собрание 8.

Март. Хорошо, что есть семья, что от бед хранит меня. Классный руководитель. Вечер вопросов и ответов.

Апрель. “Как помочь ребенку учиться?” Классный руководитель, психолог. Собрание 10. Май. Перелистывая страницы учебного года. Классный руководитель, администрация.

2 класс Собрание 1. Сентябрь. Первые уроки школьной отметки.

Классный руководитель. Родительский университет. Октябрь. Причины и последствия детской агрессии. Классный руководитель, психолог.

Родительский университет. Ноябрь. Правовые знания и их значение в жизни семьи.

Классный руководитель, юрист. Собрание 4. Декабрь. Праздники и будни нашей семьи.

Классный руководитель. Родительский университет. Январь. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Классный руководитель, библиотекарь.

Вечер вопросов и ответов. Февраль.

Семейные традиции и способность ребенка трудиться. Классный руководитель. Собрание 7. Март. “Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям”.

Классный руководитель. Собрание 8. Апрель – май. “Вот и стали мы на год взрослей”.

Классный руководитель, администрация. 3 класс Родительский университет.

Сентябрь. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка. Классный руководитель, психолог. Конференция. Октябрь. Трудные дети.

Кто они? Классный руководитель, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних.

Собрание 3. Ноябрь. Школа высококультурного человека. Классный руководитель. Родительский университет.

Декабрь – январь. Физиология младшего школьника.Полезные советы на каждый день. Классный руководитель, врач. Собрание 5.

Февраль. Эффективное общение – залог успеха. Классный руководитель. Собрание 6. Март. Неразлучные друзья – родители и дети.

Классный руководитель. Конференция. Апрель. Растим патриота. Классный руководитель,учитель обществознания.

Собрание 8. Май. Итоги учебного года.

Анализ результатов. Классный руководитель, завуч.

4 класс Родительский университет. Сентябрь. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

Классный руководитель, психолог. Родительский университет. Октябрь – ноябрь. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьников.

Классный руководитель, врач, психолог. Собрание 3. Декабрь. О родных и близких людях с любовью.

Классный руководитель, родители.

Конференция. Январь. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Классный руководитель, социальный педагог, психолог. Собрание 5. Февраль. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Классный руководитель, психолог, родители. Конференция. Март. Поговорим о дружбе.

Классный руководитель, социальный педагог. Конференция. Апрель. Как уберечь ребенка от насилия. Классный руководитель, юрист, учитель ОБЖ.

Собрание 8. Май. “До свидания, школа начальная”. Классный руководитель, родители, завуч, директор.

Сотрудничество учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание учеников учиться в школе.

Так кому же мы помогаем? Себе?

Ученикам? Родителям? Вопрос остается открытым. У каждого, наверное, свой ответ. Но самое главное, чтобы всем нам от такого сотрудничества было чуть лучше, чуть уютнее, чуть теплее.