Классификация детей с овз таблица



ОВЗ. Какую продукцию выпускать?


Если вы выпускаете или планируете выпускать продукцию для детей с ОВЗ то эта информация для вас. Классификация детей с ОВЗ Классификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения.

Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы. Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности» Категория Восприятие Мышление Речь Память Внимание Движения Поведение Нарушение зрения ● незрячие и слабовидящие ● органическое поражение зрительного анализатора ● не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

● нет полноты, целостности ● осязательно-двигательное и двигательно-слуховое ● сужены понятия ● нет целостности ● не имеют обоснованных суждений и заключений ● словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих ● практически-действенное при действии с предметами ● медленное развитие ● несоответствие слов и образов ● формализм ● быстрое забывание ● ограниченный объем ● медленное запоминание ● плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная ● развитая словесно-логическая ● преобладание непроизвольного ● переключение на второстепенные объекты и рассеянность ● утомляемость ● низкий объем ● хаотичность и отсутствие целенаправленности ● трудность в пространственной ориентировке и формировании двигательных навыков ● снижена двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность ● отсутствие целеустремленности и сдержанности ● суетливость ● низкая дисциплина и неорганизованность ● конфликтность ● возможен невроз в виде неврастении Нарушение слуха ● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции ● речевое общение затруднено или невозможно ● нарушен вестибулярный аппарат ● доминирует зрительное ● развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов ● дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность ● снижены аналитические способности ● неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ● наглядно-действенное ● отсутствие внутренней речи ● отсутствие речи при планировании ● нет логичности и последовательности ● выделение не главного, а частностного ● хорошая наглядно- образная ● отсутствие слуховой ● отсутствие слухового внимания ● концентрация на губах говорящего ● устойчивость зависит видов деятельности ● трудность переключения ● плохая координация и неуверенность ● медленное овладение двигательными навыками ● трудность в сохранении статического и динамического равновесия ● не развита пространственная ориентировка ● медлительность ● проблемы с мелкой моторикой ● нет согласованности и переключаемости ● ригидность, импульсивность, эгоцентричность ● аккуратность, трудолюбие Задержка психического развития (ЗПР) ● замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы ● интеллектуальная недостаточность ● нет целостности и последовательности ● затруднения при новых ракурсах ● снижена познавательная активность ● наглядно-действенное ● нарушены пространственные представления ● преобладание анализа ● инертность и регидность ● смещение с главного на частности ● бессвязность, нет логики, ясности ● бедность лексики ● низкий объем и скорость ● преобладание наглядной ● непродуктивность непроизвольная ● нарушена механическая ● неустойчивость и отвлекаемость ● сниженная концентрация ● трудность переключения и распределения ● замедленное развитии ● нечеткость и нарушение регуляции ● импульсивность и резкая расторможенность ● плаксивость ● негативизм ● агрессивность Нарушение интеллектуального развития ● умственной отсталость (олигофрения – синдром врожденного психического дефекта, деменция – распад психики) и интеллектуальное недоразвитие (идиотия, имбецильность, дебильность) ● органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития ● искажение образов ● отсутствие перестройки ● нет осмысленности, целостности, избирательности ● поверхностность ● вялость процессов ● нет обобщений, сравнений, оценки ● снижено наглядно-действенное, наглядно-образное словесно-логическое ● анализ беден и фрагментарен ● отсутствие внутренних взаимосвязей ● неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны ● задержка понимания речи ● дефицит слов ● трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании ● лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ● низкая устойчивость ● трудность распределения и замедленность переключения ● >быстрая отвлекаемость ● затруднена пространственная ориентировка ● задержка формирования двигательных навыков ● низкая двигательная активность ● нет точности и координации ● двигательная расторможенность ● безынициативность, неумение самостоятельно действовать ● импульсивность ● повышенная возбудимость ● подчиненность ● слабость собственных намерений ● стереотипность ● сниженная самооценка ● диструктивность Тяжелые нарушения речи ● нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению, дислексия – трудность овладения чтением; заикание) ● разные психофизические отклонения ● нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического ● трудность восприятия при усложненных условиях ● снижена целостность ● поверхностность ● отставание словесно-логического ● трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения ● отсутствие речи или невнятность ● неправильность произношения звуков ● расхождение между звуком произносимого слова и его образом ● снижена вербальная ● сохранена логическая и смысловая ● низкая продуктивность ● неустойчивость ● ограниченность в распределении ● нет координации и ловкости ● медлительность ● нарушения тонкой и мелкой моторики ● заниженная или неадекватно завышенная самооценка ● раздражительность и обидчивость ● смена интересов Нарушения опорно-двигательного аппарата: ● ДЦП и поражение спинного мозга. ● органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений. ● трудность восприятия формы и объема ● сложность с абстрактными и пространственно-временными понятиями ● замедленность ● нарушена артикуляция ● искажение фонетического произношение звуков или их замена ● нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки ● медленное увеличение лексики ● недоразвитие устной речи ● слабая образная ● хорошая механическая ● трудность опосредованного запоминания ● плохая сосредоточенность и концентрация ● патология перераспределения мышечного тонуса ● снижение силы мышц ● нарушение взаимодействия между категориями мышц ● движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему ● повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия ● чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ● инфантилизм и эгоцентричность ● неподчинение требованиям коллектива Расстройство поведения и общения: ● разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ● психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков РАС ● дезорганизовано ● фрагментарно, нет целостности СДВГ ● неполная обработка входящей информации РАС ● не понимают подтекста ● осмысление с одного ракурса ● трудности обобщения и абстрагирования СДВГ ● цикличность:периоды активности и восстановления ● при восстановлении перестают осмысливать информацию РАС ● иногда не понимают значение ● богатая лексика, но мало используется ● затруднения с диалогами ● повторяют только что сказанное другим («эхолалия») ● говорят, не слушая других СДВГ ● задержка развития ● недостаточная артикуляция ● замедление или ускорение речи РАС ● мехническое запоминание СДВГ ● снижена ● забывание информации в период восстановления РАС ● развитое непроизвольное и минимум произвольного ● лучше воспринимают обращение к другим ● замедленность ● нет концентрации СДВГ ● нет концентрации ● легко отвлекаются РАС ● трудности ориентации в пространстве и с равновесием ● нет согласованности движений двух сторон тела ● непроизвольные движения СДВГ ● нарушение тонкой и мелкой моторики ● низкая координация и неуклюжесть РАС ● стереотипность ● избегание контактов ● отрешенность от мира ● закрытость ● агрессивность СДВГ ● говорливость и суетливость ● конфликтность ● негативизм Комплексное нарушение развития Имеют сочетание двух или более первичных нарушений ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях ● те же, что в имеющихся первичных нарушениях Формы обучения детей с особыми образовательными потребностями Все категории детей с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями.

Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования. ● Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения ● Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения ● Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения ● Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды ● Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы ● Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования. Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов.

Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями: I вид: для слабослышащих и глухих. II вид: для глухонемых III-IV вид: для слепых и слабовидящих V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании VI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы) VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПР VIII вид: при умственной отсталость.

(По окончании выдается справка). Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества. Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей Смотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе» Лариса Новицкая.

Приходит новое понимание их прав и ответственности за реализацию потребностей Смотрите также вебинары «Реализация инклюзивного образования в школе» Лариса Новицкая. Психолог, коуч Источник: www.rosuchebnik.ru FacebookВконтактеTwitterОдноклассникиМой мирGoogle+

Комбинированные группы ОВЗ

Как уже сказано выше, часто дети с нарушениями имеют возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, где создаются комбинированные группы в рамках инклюзивного образования.

Ключевую роль в процессе имеет не изменение материально-технической базы детского сада или школы, а полноценное преобразование всей обучающей среды.

Это означает:

  • Обучающая работа ведется совместно с несколькими специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.
  • Развитие каждого ребенка определяют на базе регулярных проверок составляется индивидуальный план работы.
  • Общая образовательная деятельность адаптируется, чтобы все малыши с нарушениями, входящие в группу, могли участвовать в образовательном процессе, не выделяясь на фоне здоровых воспитанников.
  • Проводится дополнительное консультирование родителей.

Создать условия можно на базе простой школы, детского сада, но учителя и воспитатели проходят особую переподготовку. Их обучают работе с особыми воспитанниками, взаимодействию с ними одновременно со здоровыми учениками. В результате продуктивной работы дети приобретают уверенность в себе, адаптируются к жизни в обществе.

Опыт обучения в комбинированных группах полезен и для здоровых учеников. Они становятся более толерантными, учатся сочувствовать, принимать, сопереживать другим людям.

8 категорий детей с ОВЗ

Классификация ОВЗ введена, чтобы организовать процесс обучения детей с учетом их особенностей.

Все лица от рождения до 18-летия должны иметь равные возможности на социализацию и образование. Инклюзивное обучение должно учитывать особые потребности и индивидуальные возможности.Иногда пишут, что есть 9 категорий ОВЗ.

Такая категоризация получается, когда пытаются разделить одну из установленных категорий на две. Например, выделить особенности деток слепых и слабовидящих. Общепринятая классификация поводится Лапшиным и Пузановым.

Согласно ей, существует 8 категорий ОВЗ:

  • Нарушения поведения и общения. Наиболее часто социальные навыки и коммуникация нарушены у деток с аутизмом. Особенность относится к психическим, но в плане обучения ее рассматривают отдельно.
  • Задержки психического развития (ЗПР). Одно из самых распространенных отклонений. Характеризуется нарушением интеллектуальной работоспособности ребенка.
  • Нарушения зрения. Сюда относят слепых и слабовидящих. Острота зрения может быть разной на обоих глазах (0…80% с коррекцией очками), может присутствовать ограничение поля зрения (остаточная 10-15%). Такие дети не могут пользоваться глазами для познавательной деятельности.
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА). Сюда входят разные двигательные расстройства органического и периферического происхождения. Могут иметь врожденный или приобретенный характер. Это нарушения координации, проблемы с объемом и силой движений, их темпом.
  • Умственная отсталость. К этой категории относят деток со стойкими и необратимыми нарушениями психического развития.
  • Комплексные нарушения психофизического развития. Сюда относятся дети со сложными, комбинированными дефектами. Например, слепоглухонемые, глухие с умственной отсталостью и т.д.
  • Нарушения речи. В эту группу входят логопаты. О нарушениях речи я писала , о тяжелых разновидностях – . Про для деток с логопедическими нарушениями тоже писала.
  • Нарушения слуха. Это глухие детки с рождения, оглохшие в сознательном возрасте или слабослышащие. Они с трудом воспринимают или вообще не воспринимают речь обоими ушами.

Вот в приведена интересная таблица. В ней объясняется, как ребенок с той или иной ОВЗ воспринимает информацию. Рассказывается об особенностях его мышления, памяти, внимания, поведения.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ.

Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК.

К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития. При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Категория детей с ОВЗ, педагогическая классификация

Интересно то, что в процессе атипичного развития индивидуума можно различить не только негативные, но и позитивные моменты. К примеру, дети, которые плохо видят, очень хорошо ощущают расстояние (шестое чувство), отлично дистантно различают предметы при ходьбе, обладают практически совершенной слуховой памятью и осязанием.

Если посмотреть на детей со слуховыми дефектами, можно заметить, что у них очень и очень хорошо развита мимика. Скачать бесплатно в .pdf Данные позитивные стороны нужно уметь не только находить, но и использовать, поскольку это своего рода ключик для грамотной разработки системы специального обучения.

Так, можно сделать вывод, что на развитие личности с ОВЗ влияют следующие факторы:

  • Вид (тип) дефекта.
  • Степень и качество первичного дефекта.

Стоит отметить, что вторичные недостатки могут быть как ярко, так и слабо выраженными.

Это зависит от степен психического расстройства. Степень выраженности дефекта диктует то, как будет атипично развиваться ребенок.

  • Время, когда возник первичный дефект.

Специалисты утверждают, что чем позже имело место патологическое воздействие и появление первичного дефекта, тем в меньшей мере будут выражены отклонения в психическом и физическом развитии. Так, если ребенок слеп с рождения, он не имеет в памяти никаких зрительных образов и познает мир через сохранные анализаторы и речь.

Если же малыш лишился зрения в школьном или старшем возрасте, у него в памяти есть образы, которые в дальнейшем помогут ему познавать мир дальше, тем самым облегчая жизнь человека.

  • Условия общественной среды: социальные и культурные факторы.

Разумеется, чем раньше обнаружится нарушение в развитии ребенка, тем быстрее можно будет приступить к аномальному обучению и реабилитационной работе и тем более успешным будет результат.

Фгос овз

Новые подходы к образованию.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с речевыми дисфункциями; — с изменениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития; — комплексные нарушения. Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние.

Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения. Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу. Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов.
Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов.

Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами.

Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота.

Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних.

Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды. Обучение ребят. При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить.

Образование детей с ОВЗ должно быть качественным.

В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения.

В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами: Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой. Образование для всех. Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами.

Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ.

Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются: Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье. Роль родителей. Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ.

Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья.

Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности.

Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от

«Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью»

до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье.

Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития. Новый подход к образованию. Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов.

Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья

6 Особенности обучения детей с ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

7 Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

27 Июл 2020 4112 Поделитесь записью

    Похожие записи

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  1. малая численность групп (10-15 человек).
  2. разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  3. наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д.

Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми. Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду.

В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка.

Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

Факторы, влияющие на классификацию появления патологий

Существуют различные типы детей с ОВЗ, которые обусловлены различным характером оснований появления патологий у малышей, классификация которых зависит от причин их появления. Внутренние факторы бывают трех категорий:

  1. натальные (во время родов), произошедшие в результате осложненных либо слишком стремительных родов, неквалифицированной помощи медиков;
  2. постнатальные (послеродовые), полученные в качестве последствия травмы.
  3. эмбриональные (до родов), обусловленные заболеванием матери, нервным напряжением, травматизмом либо наследственными факторами;

К внешним причинам, позволяющим сделать классификацию, относятся причины социального либо биологического типа:

  1. курение;
  2. серьезные инфекционные заболевания (СПИД).
  3. неблагоприятная экологическая обстановка;
  4. алкогольная либо наркотическая зависимость родителей;

Дети-сироты с ОВЗ нуждаются в особом подходе к их .

Классификация детей с ОВЗ (таблица)

Классификация детей с ОВЗКлассификация детей с ОВЗ ориентирована на процесс обучения и рассматривает особенности их развития с этой точки зрения.

Многие нарушения, вызванные проблемами здоровья, преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы. Рассмотрим сводную классификационную таблицу «Категории детей с ОВЗ и их особенности»КатегорияВосприятиеМышлениеРечьПамятьВниманиеДвиженияПоведениеНарушение зрения ●незрячие и слабовидящие●органическое поражение зрительного анализатора ●не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.●нет полноты, целостности ●осязательно-двигательное и двигательно-слуховое●сужены понятия ●нет целостности ●не имеют обоснованных суждений и заключений●словесно-логическое у незрячих и наглядно-образное у слабовидящих●практически-действенное при действии с предметами●медленное развитие●несоответствие слов и образов●формализм●быстрое забывание ●ограниченный объем ●медленное запоминание●плохая долговременная и хорошая кратковременная, слуховая, осязательная●разитая словесно-логическая●преобладание нероизвольного●переключение на второстепенные объекты и рассеянность●утомляемость ●низкий объем ●хаотичность и отсутствие целенаправленности●трудность в пространственной ориентировке и формированиидвигательных навыков●снижена двигательная активность ●нет точности и координации ●двигательная расторможенность●отсутствие целеустремленности и сдержанности ●суетливость ●низкая дисциплина и неорганизованность●конфликтность● возможен невроз в виде неврастенииНарушение слуха● глухие и слабослышащие ● двустороннее нарушение слуховой функции●речевое общениезатруднено или невозможно ●нарушен вестибулярный аппарат●доминирует зрительное ●развито восприятие тонко дифференцированных структур устной речи, мимики, жестов●дополнительный канал: кожный анализатор и вибрационная чувствительность●снижены аналитические способности ●неумение выделять свойства и отношение объектов, их название ●наглядно-действенное●отсутствие внутренней речи ●отсутсвие речи при планировании●нет логичности и последовательности●выделение не главного, а частностного●хорошая наглядно- образная●отсутствие слуховой●отсутствие слухового внимания ●концентрация на губах говорящего ●устойчивость зависит видов деятельности●трудность переключения●плохая координация и неуверенность ●медленное овладение двигательными навыками ●трудность в сохранении статического и динамического равновесия●не развита пространственная ориентировка ●медлительность ●проблемы с мелкой моторикой●нет согласованности и переключаемости●ригидность, импульсивность, эгоцентричность●аккуратность, трудолюбиеЗадержка психического развития (ЗПР) ●замедлен темп формирования высших психических функций ● стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы● интеллектуальная недостаточность ●нет целостности и последовательности●затруднения при новых ракурсах●сниженапознавательная активность●наглядно-действенное●нарушены пространственные представления●преобладание анализа●инертность и регидность ●смещение с главного на частности●бессвязность, нет логики, ясности●бедность лексики●низкий объем и скорость●преобладание наглядной●непродуктивность непроизвольная●нарушена механическая●неустойчивость и отвлекаемость ●сниженная концентрация●трудность переключения и распределения●замедленное развитии●нечеткость и нарушение регуляции●импульсивность и резкая расторможенность●плаксивость●негативизм●агрессивностьНарушение интеллектуального развития ●умственной отсталость (олигофрения – синдромврожденного психического дефекта, деменция – распад психики) иинтеллектуальное недоразвитие(идиотия, имбецильность дебильность)●органическое поражение головного мозга ведет к нарушению высших познавательных процессов и стойкому необратимому нарушению интеллектуального развития●искажение образов●отсутствие перестройки ●нет осмысленности, целостности, избирательности●поверхностность●вялость процессов●нет обобщений, сравнений, оценки ●снижено наглядно-действенное, наглядно-оборазное словесно-логическое●анализ беден и фрагментарен●отсутствие внутренних взаимосвязей●неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны●задержка понимания речи ●дефицит слов●трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании●слабая, ●лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию ●низкая устойчивость ●трудность распределения и замедленность переключения ●быстрая отвлекаемость●затруднена пространственная ориетровка ●задержка формирования двигательных навыков●низкая двигательная активность●нет точности и координации●двигательная расторможенность●безынициативность, неумение самостоятельно действовать ●импульсивность●повышенная возбудимость● подчиненность●слабость собственных намерений●стереотипность●сниженная самооценка●диструктивностьТяжелые нарушения речи●нарушения коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи (алексия – отсутствие речи, неспособность к ее усвоению,дислексия – трудностьовладения чтением; заикание)●разные психофизические отклонения●нарушение слухового, речевого, зрительного и кинестетического●трудность восприятияпри усложненных условиях●снижена целостность●поверхностность●отставание словесно-логического●трудность анализа и синтеза, сравнения и обобщения● отсутствие речи или невнятность●неправильность произношения звуков●расхождение между звуком произносимого слова и его образом●снижена вербальная●сохранена логическая и смысловая●низкая продуктивность●неустойчивость●ограниченность в распределении●нет координации и ловкости●медлительность●нарушения тонкой и мелкой моторики●заниженная или неадекватно завышенная самооценка●раздражительность и обидчивость●смена интересовНарушения опорно-двигательного аппарата:●ДЦП и поражение спинного мозга.

●органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга ведет к невозможности или частичному нарушению движений.● трудность восприятия формы и объема● сложность с абстрактными и прстранственно-временными понятиями●замедленность●нарушена артикуляция ●искажение фонетического произношение звуков или их замена ●нарушен анализ звукового состава слов: не могут различить звуки на слух, повторить слоги и выделить звуки●медленное увеличение лексики ●недоразвитие устной речи●слабая образная●хорошая механическая●трудность опосредованного запоминания●плохая сосредоточенность и концентрация●патология перераспределения мышечного тонуса●снижение силы мышц●нарушение взаимодействия между категориями мышц●движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему●повышенная эмоциональная возбудимость, руководство эмоциями удовольствия●чрезмерная впечатлительность, склонность к страхам ●инфантилизм и эгоцентричность ●неподчинение требованиям коллективаРасстройство поведения и общения: ●разнородная группа, в т.ч расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дифицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ●психологические особенности ведут к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыковРАС●дезорганизовано●фрагментарно, нет целостностиСДВГ●неполная обработка входящей информацииРАС●не понимают подтекста●осмысление с одного ракурса●трудности обобщения и абстрагированияСДВГ●цикличность:периоды активности и восстановления●при восстановлении перестают осмысливать информациюРАС●иногда не понимают значение ●богатая лексика, но мало используется ●затруднения с диалогами●повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)●говорят, не слушая другихСДВГ●задержка развития●недостаточная артикуляция●замедление или ускорение речиРАС●мехническое запоминание СДВГ●снижена●забывание информации в период восстановленияРАС●развитое непроизвольное и минимум произвольного●лучше воспринимают обращение к другим ●замедленность ● нет концентрации СДВГ●нет концентрации●легко отвлекаютсяРАС●трудности ориентации в пространстве и с равновесием●нет согласованности движений двух строн тела●непроизволные движенияСДВГ●нарушение тонкой и мелкой моторики●низкая координация и неуклюжестьРАС●стереотипность● избегание контактов ●отрешенность от мира●закрытость●агрессивностьСДВГ●говорливость и суетливость●конфликтность●негативизм●низеая самооценкаКомплексное нарушение развития.

Имеют сочетание двух или более первичных нарушений●те же что вимеющихсяпервичныхнарушениях Формы обучения детей с особыми образовательными потребностямиВсе категории детей с ОВЗ — это дети с особыми образовательными потребностями.

Рассмотрим потребности, смещающие акцент с недостатков детей, их нарушений и отклонений к концентрации на особые условия и средства образования.●Содержание образования: потребность во введении специальных разделов обучения●Создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств и «пошагового» обучения●Время начала образования: потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения●Особая организация обучения: потребность в индивидуализации обучения и создании особой образовательной среды●Определение границ образовательного пространства: потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы школы●Определение круга лиц, учавствующих в образовании и их взаимодействие: потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей и включение родителей в процесс образования.Эти потребности реализуют инклюзивные школы, домашнее обучение, специальные общеобразовательные школы коррекции 8 видов.

Они рассчитаны на следующие категории детей с ограниченными возможностями:I вид: для слабослышащих и глухих.II вид: для глухонемых III-IV вид: для слепых и слабовидящихV вид: при нарушениях речи, в том числе заиканииVI вид: при проблемах физического и психического развития (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы)VII вид: при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ЗПРVIII вид: при умственной отсталость.

(По окончании выдается справка).Данная педагогическая классификация детей с ОВЗ и учет особых потребностей отражают изменение отношения к ним общества.