Конституционный принцип реализуемый при преподавании и научном творчестве



Конституционно-правовые основы свободы преподавания в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 342(47):342.733 М. Е. Рубанова, Н. Н. Портенко Конституционно-правовые основы свободы преподавания в Российской Федерации В статье проанализирована специфика понятия и содержаний конституционной свободы преподавания, выявлено ее место в системе иных конституционных свобод человека, рассмотрено конституционно-правовое регламентирование свободы преподавания в нашей стране.

This article analyzes the specificity of the concept and content of the constitutional freedom of teaching, found its place in the other constitutional freedoms, considered the constitutional and legal regulation of academic freedom in our county. Ключевые слова: конституционные права и свободы, основные культурные права и свободы, свобода творчества, свобода преподавания.

Key words: constitutional rights and freedoms, the basic cultural rights and freedoms, freedom of creativity, freedom of teaching. Конституция Российской Федерации наряду с комплексом основных прав человека и гражданина гарантирует конституционные свободы.

В их числе свобода творчества и свобода преподавания.

Принципиальная значимость свободы преподавания обусловлена его фундаментальной ролью в национальной системе науки и образования, которые, в свою очередь, определяют уровень социально-культурного развития государства. Следует согласиться с мнением Л.А. Пасешниковой, что «опыт прошедших десятилетий свидетельствует о том, что справиться с современными задачами, вызовами времени, глобальными проблемами современности — .

— можно лишь путем создания просвещенного, культурного общества»1, одним из главных инструментов при этом выступает конституционная свобода преподавания.

Свобода преподавания относится к той правовой традиции, без которой невозможно формирование и развитие творческой личности, идеологического плюрализма гражданского общества. * * © Рубанова М. Е., Портенко Н. Н., 2015 1 Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России: автореф.

дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 3. 71 В настоящее время свобода преподавания гарантирована международными актами и российским внутригосударственным законодательством. Свобода творчества и свобода преподавания как ее структурный элемент не были закреплены в тексте Всеобщей декларации прав человека (1948).

Принцип уважения свободы, безусловно необходимой для преподавания, научных исследований, научной и творческой деятельности, получил закрепление позднее в ч. 3 ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966)2. Впервые конституционное закрепление свободы творчества в советское время было реализовано в Конституциях СССР (1977) и РСФСР (1978), которые в главах о социальном развитии и культуре содержали тождественные положения: «всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества»3 4.
Впервые конституционное закрепление свободы творчества в советское время было реализовано в Конституциях СССР (1977) и РСФСР (1978), которые в главах о социальном развитии и культуре содержали тождественные положения:

«всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества»

3 4. Конституция РФ в ч. 1 ст. 44, декларируя свободу преподавания4, задает ориентир развития отечественного образовательного законодательства, обеспечивает идеологическое многообразие, свободу мысли и слова в образовательной среде, что является неотъемлемой частью правового государства и современной цивилизации.

Однако конституционную формулировку ч. 1 ст. 44 нельзя признать удачной: уточнение видов творчества приводит к тому, что и свобода преподавания воспринимается сквозь их призму.

Именно это, на наш взгляд, дает основание полагать, что свобода преподавания есть «вид творческой деятельности.»5. В такой прямолинейной постановке поддержать данное суждение представляется неоправданным.

Хотя нельзя отрицать и творческую составляющую в преподавании, в частности в подборе педагогом имеющихся оригинальных методик обучения, в подготовке авторских учебно-методических комплексов, в уникальном изложении материала на лекциях и практических занятиях. Разумеется, свобода творчества ограничена рамками устанавливаемых Российским государством «федеральных iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2 Бюллетень Верховного суда РФ. № 12. 1994. 3 Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г.

// Ведомости ВС СССР. 1977. № 41.

Ст. 617. 4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек. (№ 237); СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; СЗ РФ. 2009.

№ 4. Ст. 445; 2014. №6. Ст. 548; № 31.

Ст. 4398. 5 Правовое просвещение населения. Свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни.

URL: http://maikop.bezformata.ru/Hstaews/svoboda-tvorchestva-i-prepodavaniya-pravo/7536511/ 72 государственных образовательных стандартов», согласно ч.

5 ст. 43 Конституции страны. Определяя место свободы преподавания в системе конституционных прав и свобод, следует указать на то, что контекстно-статейное рассмотрение конституционной свободы преподавания позволяет содержательно ее связывать с социокультурной группой прав и свобод личности (ч. 2 ст. 44), соотносить ее со свободой мысли и слова (устного или письменного), гарантируемых ч.
2 ст. 44), соотносить ее со свободой мысли и слова (устного или письменного), гарантируемых ч.

1 ст. 29 Конституции России. Таким образом, в конституционной свободе преподавания воплощено комплексное триединство свобод человека: во-первых, свобода преподавания как свобода творчества, относимая к системе культурных прав и свобод человека; во-вторых, свобода преподавания, детерминированная конституционным правом на образование, и включаемая в этом случае в систему социальных прав и свобод человека и гражданина; в-третьих, свобода преподавания, основывающаяся на свободе мысли и слова и причисляемая в данном контексте к комплексу личных или же информационных прав человека и гражданина.

Несмотря на пристальный научный интерес к конституционным правам и свободам, непосредственно свобода преподавания недостаточно исследована в науке конституционного права.

Как правило, она анализируется через призму конституционной свободы творчества либо как синоним или структурный элемент более широкой категории «академическая свобода». Убедительные аргументы в пользу понимания свободы преподавания как части академической свободы были сформулированы еще в начале XX в.6 В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «О положении учителей»7 при исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой, которая трактуется как комплекс корпоративных и индивидуальных прав (свобода преподавания, свобода научного исследования, свобода обучения, автономия вуза).

В Модельном образовательном кодексе для государств — участников Содружества Независимых Государств, принятом в Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г.

постановлением № 27-12 на 27 пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, под академической свободой понимается право педагогических работников на свободу 6 Тихомиров П. В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [Лекция студентам Московской духовной академии] // Богословский вестн.

1905. Т. 2. № 5. С. 65-94. 7 Принята 05.10.1966 г.

Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей // un.by>f.

,ILO_UNESCO recommendations on teachers.pdf 73 выбора средств и методов обучения и воспитания, направлений и методов проведения научных и педагогических исследований, публикацию результатов своих профессиональных достижений, участие в общественных и профессиональных объединениях и т. п.; право обучающегося на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и способа участия в образовательном процессе в соответствии со своими способностями и потребностями. Таким образом, основным субъектом академической свободы названы педагогические работники и обучающиеся.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что свобода преподавания как самостоятельная свобода в структуре академической свободы не выделена.

Она проявляется в иных свободах педагогических работников.

Собственно свобода преподавания не поддается правовому регламентированию в том смысле, что она раскрывается только в творческом процессе и субъективном индивидуальном опыте. Свобода преподавания как элемент конституционной свободы творчества неалгоритмична, посредством преподавания человек реализует себя, с одной стороны, как субъект образовательного процесса, а с другой стороны, как субъект культурной жизни общества и государства.

Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам научного и преподавательского труда, к образованию и культуре в целом. Свобода преподавания является составным элементом правового статуса учителей, преподавателей.

Поскольку свобода преподавания, как и любая иная свобода, не абсолютна, она имеет нормативные правовые ограничения.

Не принимая во внимание личные морально-этические установки, можно выделить две группы специальных правовых ограничений данной свободы: во-первых, это ограничения свободы преподавания субъективного порядка, выраженные в требованиях к кандидатам на должность педагога, преподавателя; во-вторых, это ограничения свободы преподавания объективного порядка, установленные в Конституции Российской Федерации, конкретизированные в соответствующем законодательстве и описанные федеральными государственными образовательными стандартами по конкретной преподаваемой дисциплине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Так, например, транслируя свои мысли в рамках свободы преподавания, педагог не вправе допускать нарушений конституционных норм, в том числе касающихся запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, пропаганды превосходства по названным и языковым основаниям. Свобода преподавания 74 как профессиональная форма самовыражения преподавателя не должна приводить к нарушениям прав и свобод других лиц в контексте конституционной нормы ч.

3 ст. 17. Педагог обязан, действуя в рамках конституционной свободы преподавания, уважать права и свободы участников образовательного процесса, понимать и соблюдать конституционные ценности. Вместе с тем, анализируя общие ограничения, установленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», отметим, что закон обязывает соблюдать нормы профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность8. При этом ссылки на конституционные положения в базовом федеральном законе отсутствуют.

В качестве нормативного императива названы этические нормы локальных актов соответствующей образовательной организации. Представляется, что такого рода «компенсации» с формальноюридических позиций недопустимы. В целом можно сформулировать некоторые выводы.

Являясь структурно-содержательным элементом системы конституционных прав и свобод личности, конституционный институт свободы преподавания приобретает юридическое значение при наличии следующих двух ключевых условий: ее законодательного закрепления и конкретизации, обеспечения механизма конституционно-правовых гарантий. В частности, к конституционным гарантиям свободы преподавания следует отнести закрепленные на конституционном уровне и конкретизированные в актах федерального и регионального законодательства, а также в актах ведомственного и внутривузовского нормотворчества условия, обеспечивающие преподавателям реальную возможность реализовать собственные творческие возможности в научной и образовательной деятельности. К числу основных конституционных гарантий свободы преподавания можно отнести: — государственную финансовую поддержку науки и образования (ст.

43); — признание на государственном уровне ценности института личной свободы (ст. 2); — декларирование конституционного принципа равенства личных свобод на территории Российской Федерации (ст. 6, 19); 8 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч.

1). Ст. 7598; 2015. № 1 (ч. I). Ст. 53. 75 — установление и соблюдение принципа непосредственного действия конституционных положений, в том числе закрепляющих права и свободы человека (ст. 18); — закрепление права пользования родным языком и свободного выбора языка общения, воспитания, преподавания, обучения и творчества (ст.

26); — провозглашение свободы совести и вероисповедания (ст. 28); — гарантирование свободы мысли и слова, а также свободы поиска, получения, передачи информации (ст.

29); iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — закрепление свободы выбора рода деятельности и профессии (ст. 37). Таким образом, гарантированная на конституционном уровне, обеспеченная комплексом конституционных положений и конкретизированная в национальном законодательстве свобода преподавания является достаточно новой в контексте конституционных свобод социокультурного порядка.

Список литературы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос.

газета. — 1993. — 25 дек. (№ 237); СЗ РФ.

— 2009. — № 1. — Ст. 1, 2; СЗ РФ.

— 2009. — № 4. — Ст. 445; 2014.

— № 6. — Ст. 548; № 31. — Ст. 4398. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

// Бюл. Верховного суда РФ. — № 12.

— 1994. 3. Рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» от 05.10.1966 г. Приняты Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей // un.by>f. .ILO_UNESCO recommendations on teachers.pdf 4. Об образовании в Российской Федерации: от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014): федер. закон // СЗ РФ.
от 31.12.2014): федер. закон // СЗ РФ.

— 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598; 2015.

— № 1 (ч. I). — Ст. 53. 5. Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г. // Ведомости ВС СССР. -1977. — № 41.

— Ст. 617. 6. Пасешникова Л.А. Конституционно-правовые основы академической свободы в современной России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — СПб., 2011.

— С. 3. 7. Правовое просвещение населения. Свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни.

— URL: http://maikop.bezformata.ru/listnews/svoboda-tvorchestva-i-prepodavaniya-pravo/7536511/ 8. Тихомиров П. В. Академическая свобода и развитие философии в Германии: [Лекция студ.

Моск. духовной акад.] // Богословский вестн. — 1905. — Т. 2. -№ 5. — С. 65-94.

76

«КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА»

Предыдущий Оглавление Следующий.

Конституционный статус личности. Классификация конституционных прав и свобод. Правовое положение, правовой и конституционный статус личности рис. Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Правовой статус — это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.
Правовой статус — это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права. Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы Преподавание экономических дисциплин без учета .

человека за конституционный принцип юридического равенства людей с момента их рождения.

юбилея Конституции США, Бьюкенен, выступая с лекцией при вручении. Законопроект

«О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации»

разработан в целях обеспечения надежной судебной защиты целостности конструкций многоквартирного дома на весь продолжительной срок его эксплуатации и восстановления нарушенных прав собственников. Случаи неправомерного оформления права собственности на нежилые помещения, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома, достаточно распространены на территории Российской Федерации.

Все статьи Конституционное право России в учебном процессе: необходимы сбалансированные изменения Невинский В. Реформа высшего образования и роль конституционного государственного права как учебной дисциплины.

Высшее профессиональное образование в России переживает серьезные концептуальные изменения, основные направления которых обозначены, в частности, в Федеральном законе от 29 декабря г.

Изменения, конечно, назрели. Однако насколько жизненными окажутся правовые нововведения, покажет время. Это в полной мере относится и к процессу подготовки кадров юристов.

Особое место в подготовке специалистов в области юриспруденции занимает формирование определенной суммы знаний по одной из базовых учебных дисциплин — конституционному государственному праву России.

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников.

Грачева Татьяна Владимировна. Тема диссертационного исследования

«Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование»

: Система гарантий права на образование в источниках международного права и законодательстве российской федерации, их соотношение с.

Сайт Института «Открытое общество» — www.

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их развития. Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. Определяя государственную политику в сфере образования как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования.

Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет в комментируемой статье принципы государственной политики и принципы правового регулирования. Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании и их применению, а также используются для устранения пробелов в образовательном праве. В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные отраслевые принципы, распространяющиеся только на сферу образования.

. Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, . Комментируемый принцип непосредственно связан с конституционным .

При этом интеграционные процессы в сфере образования должны . научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. . . . . . ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Paradise or Oblivion

Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания Текст научной статьи по специальности «Право»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 157 2013.

Вып. 4 УДК 342 М.А. Мокшина КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ Рассматриваются актуальные проблемы преподавания конституционного права с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Ключевые слова: конституционное право, федеральный государственный образовательный стандарт, оптимизация преподавания.

Право человека на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Часть 3 ст.

43 Конституции Российской Федерации применительно к высшему образованию устанавливает:

«Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии»

.

Кроме того, в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ подчеркивается:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

. Так, Министерством образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр» и «магистр»)1. В соответствии с этими документами Российская Федерация перешла на уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни бакалавриат и магистратуру.

Переход к уровневой системе образования выдвинул ряд новых задач, направленных на совершенствование юридического образования. В этих условиях вузы, факультеты, кафедры, преподаватели должны переосмыслить новые требования, выдвигаемые федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные стандарты предусматривают, что бакалавр должен быть ориентирован на следующие виды профессиональной деятельности: 1) нормотворческая; 2) правоприменительная; 3) правоохранительная; 4) экспертно-консультационная; 5) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательный учреждениях, кроме высших учебных заведений). В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и магистратуры в форме обладания выпускником определенными общекультурными и профессиональными компетенциями. Реализация компетентностного подхода, заявленного во ФГОС, означает перенос акцента с целей формирования прочных систематизированных знаний к целям формирования способностей к активной профессиональной деятельности.

Знания становятся не основной и единственной целью образования, а средством развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов. Содержание компетенций определяет состав учебных дисциплин и содержание их программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает конституционное право в базовую (обязательную) часть цикла основной образовательной программы (ОПП) бакалавриата. Следует отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте речь идет не о конституционном праве вообще, а о российском конституционном праве. А конституционное право зарубежных стран следует включать в вариативную часть учебного цикла.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Место конституционного права в подготовке бакалавров — юристов предопределено тем, что оно связано с Конституцией Российской Федерации — общим источником российского права. Кон- 1 Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 №464 (ред.

от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 № 17337); Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19648) // СПС «КонсультантПлюс».

158 М.А. Мокшина 2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО ституционное право призвано научить студентов оценивать правовые явления с точки зрения соответствия их Конституции РФ. Приоритетной задачей преподавания учебного курса «Конституционное право» является формирование у студентов глубоких теоретических знаний о конституционных основах устройства государства, гражданского общества, статуса человека и гражданина.

Преподавание конституционного права имеет и практическое значение: приобретение студентами навыков для будущей профессиональной работы путем использования полученных теоретических знаний о конституционном праве в правотворческой деятельности и правоприменительной практике.

Студент должен быть подготовлен к решению нестандартных ситуаций, которые будут встречаться в ходе практической деятельности. Изучение конституционного права должно базироваться на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении теории государства и права, истории государства и права, экономики, логики, философии. Институт права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета подготовку бакалавров ведет с 1996 г.

Поэтому можно сказать, что определенный опыт работы с бакалаврами был накоплен еще до перехода на новую уровневую систему образования. В соответствии с требованиями ФГОС и учебными планами Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета была разработана компе-тентностно-ориентированная рабочая программа «Конституционное право». До введения ФГОС учебными планами Института права, социального управления и безопасности предусматривалось изучение студентами конституционного права во втором семестре первого курса, что не позволяло им в полной мере осмыслить конституционное право как ведущую отрасль российского права, поскольку не был изучен учебный курс теории государства и права, истории государства и права в полном объеме (данные учебные дисциплины читаются в течение всего первого курса).

В настоящее время предусмотрено изучение конституционного права студентами в течение двух семестров: на первом курсе — во втором семестре и на втором курсе — в первом семестре в объеме 72 часов лекций и 108 часов семинарских занятий. Мы видим: уровневая система юридического образования привела к уменьшению количества лекционных часов и к увеличению количества часов по семинарским занятиям, поскольку реализация компетентностного подхода предполагает практическое применение знаний студентами при решении практических задач уже в процессе обучения.

При преподавании конституционного права следует обратить внимание на такую проблему, о которой пишут ученые: конституционное право активно развивается, растет объем конституционно-правовых актов2.

В.А. Кряжков и А.Н. Кокотов отмечают:

«Фактически конституционное право как единая учебная дисциплина подошло к черте, за которой простое количественное приращение учебного материала вслед за развитием конституционно-правового законодательства уже невозможно»

3. В связи с этим возникают трудности и у преподавателей, и у студентов, изучающих конституционное право: у преподавателей — проблема подачи лекционного материала, методики проведения семинарских занятий; у студентов — проблема усвоения большого объема учебного материала и большого массива конституционно-правовых актов.

Сложность преподавания конституционного права заключается и в том, что политика оказывает влияние на конституционное право.

С.А. Авакьян указывает: «Вполне сознавая, что влияние политики на конституционное право несомненно, следует конструировать обоснованные и подвергаемые публичной оценке приемы такого влияния; ни в коем случае нельзя считать конституционное право «прислужницей» публичной власти; конституционное право в состоянии и должно оказывать ответное позитивное влияние на политику и политические отношения»4. В связи с этим преподаватели конституционного права должны разъяснять студентам соотношение конституционного права и политики, показывать ситуации, когда «принятие новых конститу- iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 2См.: Кряжкова О.Н.

К вопросу об оптимизации преподавания конституционного права // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: материалы Всерос.

науч.-практ. семинара / отв. ред.

Н.В. Витрук. М.: Российская академия правосудия, 2008. С. 83. 3 См.: Кряжков В.А., Кокотов А.Н. // Государство и право. 2006.

№7. С. 118. 4 Конституционное право и политика: сб. материалов междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ им.

М.В. Ломоносова. 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. С.А. Авакьян М.: Юристъ, 2012.

С. 23. Конституционное право: некоторые проблемы и особенности преподавания ЭКОНОМИКА И ПРАВО 159 2013. Вып. 4 ционно-правовых актов, их норм ставится в прямую зависимость от политической целесообразности конъюнктуры»5 .

Традиционными формами занятий являются лекции и семинары. Изменение ФГОС потребовали новых подходов к методике подачи лекций и методике проведения семинарских занятий.

Сокращение количества лекционных занятий приводит к тому, что преподаватель не успевает изложить, как было раньше, учебный материал в полном объеме. Поэтому задача преподавателя состоит в правильном построении плана лекции, в его умении рассматривать на лекции наиболее сложные вопросы учебного курса. Изложение конституционно-правовых институтов должно подкрепляться практическими примерами.

Кроме того, учитывая большой объем законодательства по конституционному праву, преподаватель должен анализировать новые нормативно-правовые акты, рассказывать студентам о последних изменениях в законодательстве. Лекционный материал целесообразно сопровождать схемами, слайдами.

Таким образом, преподавание конституционного права во многом зависит от личности конкретного преподавателя, его таланта, умения заинтересовать студентов в учебном материале.

Задачами семинаров являются: привитие студентам систематических знаний о конституционном праве, выработка у студентов юридического мышления, решение практических ситуаций.

Перед преподавателем возникла проблема, связанная с пересмотром используемых в учебном процессе интерактивных образовательных технологий. Программа по конституционному праву предусматривает следующие методические приемы семинаров: устный опрос студентов, доклады и сообщения, применение тестовых заданий, решение задач, деловые игры, составление схем и таблиц, подготовка документов, написание терминологических диктантов, проведение брейн-рингов, олимпиад.

Преподаватели конституционного права кафедры теории и истории государства и права проводят экскурсии: студенты знакомятся с работой законодательного органа государственной власти, судов. Для чтения лекций приглашаются представители органов государственной власти Удмуртской Республики.

В Институте права, социального управления и безопасности УдГУ в соответствии с ГОС были предусмотрены следующие специализации: гражданско-правовая, уголовно-правовая и экологическая. В соответствии с новым образовательным стандартом о высшем образовании ИПСУБ реализует образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки «юриспруденция».

Подготовка осуществляется по следующим профилям: уголовное право; гражданское право; государственное право; природоресурсное, экологическое и аграрное право. Впервые вводится профиль «государственное право». Но большинство студентов выбирают профиль «гражданское право», считая, что в будущем у них будет больше возможностей устроиться на работу.

На профиль «государственное право» с трудом удалось набрать 11 студентов. Кроме того, возникла проблема определения дисциплин по профилю подготовки бакалавров. Кафедра теории и истории государства и права определила такие дисциплины, которые ориентируют студентов на углубленное изучение основных институтов конституционного права.

К ним относятся: права человека в международном и европейском праве, правовая экспертиза нормативно-правовых актов, избирательное право и избирательный процесс, конституционное правосудие, политические партии, гражданство и проблемы эмиграции и др. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В целях оптимизации преподавания конституционного права необходимо проведение семинаров, конференций, круглых столов, организация повышения квалификации для преподавателей.

Следует поддержать такие предложения А.М.

Цалиева о совершенствовании ФГОС, как расширение перечня дисциплин конституционной тематики; включение в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курса «Права человека и их защита»; исключение возможности получения степени магистра по направлению «юриспруденция» без базового юридического образования6. Поступила в редакцию 14.05.13 5 Там же.

С. 18. 6 Цалиев А.М. Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования // Конституционное и муниципальное право.

2013. №5. С. 24. 160_М.А. Мокшина_ 2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО M.A. Mokshina Constitutional law: some problems and features of teaching The article deals with urgent problems of teaching constitutional law with regard to the requirements of Federal state educational standards.

Keywords: constitutional law, federal state educational standard, optimization of teaching. Мокшина Маргарита Анатольевна, Mokshina M.A., candidate of law, associate professor гавдвдаг юридических наук, додж Udmurt State University ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 426034, Россия, г.

Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.

4) iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис .

Конституционный принцип реализуемый при преподавании и научном творчестве

УДК 342.733:378 DOI: 10.12737/article_5901db441a56e6.99264634 Ростова Мария Владимировна, ст. преподаватель кафедры конституционного права, Орловский государственный университет им.

И.С. Тургенева (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с разграничением полномочий в сфере управления высшим образованием в России.

Автор доказывает, что органы местного самоуправления городских и сельских поселений, а также внутригородских районов городских округов — полностью исключаются из системы управления образованием. Что касается профессиональных педагогов, то их допуск к педагогической деятельности в образовательных учреждениях обусловливается соответствием образовательному цензу, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

Не допускаются к педагогической деятельности лица, которым она запрещена вступившим в законную силу приговором суда, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, а также имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст.

Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания и научного творчества в системе высшего образования. Ростова, М. В. Ростова, М. В.

Конституционно-правовое регулирование свободы преподавания и научного творчества в системе высшего образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук 3 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена сохраняющимся противоречием между самоуправленческим потенциалом конституционного принципа свободы преподавания, научного творчества и степенью его правовой реализации в системе высшего образования современной России. Нормативная сущность свободы преподавания и научного творчества, которая закреплена в ч.

1 ст. В соответствии с Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

в нашей стране установлена более развернутая система муниципальных образований, которая включает в себя не только муниципальные районы и городские округа, но также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), городские и сельские поселения, а также внутригородские районы городских округов (если это предусмотрено региональным законодательством). В диссертационном исследовании сформулирована еще одна важная проблема обеспечения вузовской автономии в современной России — вопрос об обеспечении равенства организаций, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования. Лишь при наличии «весьма насущной общественной потребности» (мир, безопасность, пресечение экстремизма, национальной розни, религиозной нетерпимости и т.п.) государство вправе ограничить свободу преподавания и научного творчества.

При этом законодатель и правоприменитель должны исходить из презумпции добросовестности образовательных организаций и их профессорско-преподавательского состава, надлежащего качества предоставляемых ими образовательных услуг, если иное не доказано в соответствующей юрисдикционной процедуре. 5. Обоснованная автором законодательная диалектика взаимовлияния субъектов свободы преподавания и научного творчества в вузах.

Кстати, Конституционному Суду РФ по одному из дел по оценке норм федерального конституционного закона представителем Государственной Думы в Конституционном Суде уже вносилось предложение отказаться от рассмотрения вопроса именно потому, что конституционные законы составляют единый с Конституцией «массив». Конституционный Суд РФ справедливо не пошел навстречу этому предложению.

Таким образом, не отрицая ключевого места Конституции РФ в общей системе законодательства, надо всячески не допускать ее «растворения» в общей массе правовых норм. Основной Закон РФ провозгласил себя непосредственно действующим правом, а это предполагает прямое действие и самих его норм, и «духа» Конституции.

Внимание Конституции Российской Федерации применительно к организации публичных выборов.

Нормы представительства студенческого сообщества по сравнению с нормами представительства работников образовательной организации существенно занижены, причем это делается, как правило, умышленно, чтобы исключить подавляющее влияние студенческого сообщества на процесс вузовского самоуправления. Очевидны пробелы в федеральном законодательном регулировании.

Законодатель, конечно, должен оставить определенную свободу усмотрения вузов в процессе определения ими численного состава конференций, методики формирования состава их делегатов и т.п.: этого требует конституционный принцип академической автономии. Первый из двух названных подходов к толкованию вышеприведенной правовой нормы вошел бы в противоречие с общим смыслом гражданского законодательства, что предопределяется нормами ст.

71 Конституции РФ. Право на учреждение образовательных организаций по своему юридическому смыслу -гражданско-правовое, не публично-правовое2. Если муниципальные образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью — они вправе учреждать юридические лица на равных основаниях с другими муниципальными образованиями вне зависимости от их публично-правового статуса. В силу требований ст. 19 Конституции РФ законодатель не вправе разрешить городским округам учреждать образовательные организации высшего образования, а другим муниципальным образованиям (городским и сельским поселениям, внутригородским 2 См.: Гордеева Ж.А.

Закона о поправке к Конституции РФ, увеличивающей срок полномочий Президента РФ с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной Думы — с 4 до 5 лет, и проект, обязывающий Правительство РФ представлять ежегодный отчет Государственной Думе. В течение нескольких недель законы прошли не только через Государственную Думу и Совет Федерации, но и 83 законодательных органа субъектов РФ. 30 декабря 2008 г. Законы о поправках были подписаны Президентом РФ.

Исходя из второго обстоятельства, вполне можно было бы ожидать принятия осенью 2013 г.

целой серии законов о поправках, вполне ожидаемых и направленных на совершенствование баланса властей (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ). Проекты данных законов подготовлены и опубликованы автором этих строк (журнал «Конституционное и муниципальное право». 2013. N 2).

Конституционное право на свободу творчества (дубровин ю.д.)

Университетские экспериментальные и теоретические исследования зависят отперсонала и материальных средств, имеющихся в распоряжении, или от государ-ственного заказа на проведение исследований, однако и в таком окружении свободанаучного творчества остается основной гарантией необходимого творческого им-пульса научного познания.

Все более важное значение для функционирования и поддержки науки приоб-ретает, однако, организованная на частных основах экономика. При этом центртяжести смещается на прикладные (ориентированные на получение выгоды) иссле-дования^ в то время как задачей государственных университетов, как и всегда, оста-ется ведение всего спектра научных работ. Разграничение полномочий по управлению 6 — 9 Федерального закона

«Об образовании в образованием осуществляется нормами статей Российской Федерации»

.

С точки зрения конституционных требований и условий эти нормы должны находиться в методологическом и содержательном соответствии с положениями статей 71 — 73, 76 Конституции РФ.

Важно В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.

23) к ним относятся дошкольные, общеобразовательные, профессиональные организации, а также образовательные организации высшего образования.