Международная миграция труда состояние 2020



Международная миграция труда состояние 2020

Миграция трудовых ресурсов


Рынок труда предполагает высокую мобильность рабочей силы, ее свободное перемещение из одних регионов в другие с целью поиска и получения работы. Данные процессы образуют миграцию трудовых ресурсов. Движущим мотивом миграции, как правило, является надежда найти более высокооплачиваемую работу.

, характеризующая территориальную мобильность трудоспособного населения на рынке труда, бывает двух видов: внутренней и международной. Внутренняя миграция трудовых ресурсов — это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны.

Отмечаются четыре формы внутренней миграции трудовых ресурсов: безвозвратная, маятниковая, сезонная, эпизодическая.

Безвозвратная (на постоянное жительство и работу) вызывает территориальное перемещение трудовых ресурсов. Сезонная предполагает их перемещение к местам временной работы и жительства на несколько месяцев, что обусловлено сезонным ритмом производства (сельское хозяйство, строительство, промыслы). Маятниковая характеризуется ежедневными, еженедельными или ежемесячными поездками людей от места постоянного жительства до места работы и обратно, когда дом и работа расположены в разных населенных пунктах.

Эпизодическая — деловые поездки, командировки, характеризующиеся нерегулярностью по времени и по направлению. Главная функция миграции трудовых ресурсов — заключается в обеспечении необходимого уровня территориальной мобильности трудоспособного населения на национальном рынке труда, обновлении структуры и состава рабочей силы, поддержании соответствия между спросом и предложением на региональных рынках труда. Социальная функция состоит в повышении жизненного уровня, изменении социального статуса работника, возможности наиболее полной реализации личностного потенциала человека.

На миграционную подвижность трудоспособного населения влияют экономические, социальные, природно-климатические.

экологические, демографические. этнические, политические факторы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют на территориальное перемещение не изолированно, а интегрально.

В последние годы в странах СНГ появился особый тип миграции населения, связанный с национальными конфликтами. Данный вид миграции обусловлен рядом факторов неэкономического характера.

Однако большие масштабы такой вынужденной миграции населения оказывают существенное влияние на состояние как национального, так и региональных рынков труда. Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую с целью найти более высокооплачиваемую работу. Основными факторами международной миграции трудовых ресурсов являются: • низкий уровень экономического развития страны и уровень заработной платы и жизни иммигрирующих людей: • хроническая безработица или неполная занятость населения: • неравномерность процессов экономического роста и накопления капитала в разных странах; • неэкономические факторы (социальные, политические, семенные).

Различают иммигрантов двух видов: легальных и нелегальных.

Легальные иммигранты въезжают в страну в соответствии с действующими в ней иммиграционными законами.

Так, в США ежегодно въезжает более 500 тыс.

легальных иммигрантов. В последние годы особенно увеличилось число и нелегальных иммигрантов.

Различают два вида иммиграции: постоянную и временную.

Если в первом случае речь идет о смене постоянного места жительства, работы и получении нового гражданства, то во втором — о получении временной работы от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы, заработав деньги, вернуться на родину. Современная миграция характеризуется определенными закономерностями.

Преобладающее значение имеют экономические мотивы миграции, т. е. Переселение в целях поиска работы с лучшими условиями труда и оплаты.

Одним из важных мотивов становится получение образования, что привело к появлению миграционного потока людей молодого возраста.

В последние годы наблюдается постоянный рост объемов миграции в связи с неравномерностью развития экономики отдельных стран. В конце 80-х—начале 90-х годов резко увеличилась эмиграция научных кадров из стран Восточной Европы и СНГ, и, прежде всего из России, в развитые страны. Такое перемещение получило название «утечки умов».

Прибыль, получаемая от использования «чужих умов» развитыми странами, в несколько раз больше объемов их помощи развивающимся странам. Это позволяет экономить данным странам многие миллиарды долларов на подготовке высококвалифицированных специалистов от которых в решающей мере зависят темпы экономического роста и НТП. В настоящее время главными центрами притяжения иностранных трудовых ресурсов являются США.

Западная Европа. Ближний и Средний Восток. В целом отмеченные закономерности выражают развитие и углубление современной тенденции к мировой интеграции хозяйственной жизни, осуществляющейся в противоречивых формах в процессе ее приспособления к рыночной системе хозяйствования. Процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние на формирование международного рынка труда, перераспределение трудовых ресурсов между различными экономическими центрами мира и регионами.

Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне. В результате международного перелива рабочей силы происходит определенное выравнивание уровней заработной платы в разных странах.

Международный перелив рабочей силы влечет за собой определенные затраты, издержки миграции. В структуре последних необходимо учитывать, как явные, связанные с переездом и трудоустройством на новом месте, так и скрытые, связанные с утратой дохода во время переезда и устройства в принимающей стране, а также с адаптацией к новому образу жизни, культуре, языку, климату и др.

Страна, в которой наблюдается устойчивый рост иностранной высококвалифицированной рабочей силы, имеет большую выгоду за счет обеспечения более динамичного экономического развития. из бедной страны в богатую способствует росту ВНП, увеличению национального дохода, увеличивает доходы бизнеса в принимающей стране, снижает средний уровень заработной платы.

Для предпринимателей выгода от использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли как за счет более низкой оплаты труда иммигрантов, так и за счет роста предложения на рынке труда и снижения общего уровня заработной платы. Это обостряет проблему занятости в индустриально развитой стране, отрицательно сказывается на экономическом положенииместного населения.

Это обостряет проблему занятости в индустриально развитой стране, отрицательно сказывается на экономическом положенииместного населения. Последствием такого положения является возникновение конфликтов между националистически настроенными слоями местного населения и иностранными работниками. Поэтому в последнее время в наиболее развитых странах мира (США, Канада.

Западная Европа и др.) произошло ужесточение иммиграционных законов, ограничивающих въезд в страну неквалифицированных иностранных работников. Они предпочитают не импортировать неквалифицированный труд. а вывозить капиталы и создавать предприятия там.

где имеется дешевая рабочая сила.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли.

Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Что получает страна, из которой население уезжает на заработки? Работники, получающие зарплату за границей, не платят налоги в бюджет, страна-экспортер рабочей силы становится зависимой от миграционной политики государств, в которых большей частью трудоустроены ее граждане.

Но поскольку большая часть населения решает свои экономические проблемы за границей, а полученные средства тратит у себя на родине, это уменьшает социальную напряженность.

Для развития и создания собственных рабочих мест нет ни ресурсов, ни предпосылок. Страны, принимающие большое количество мигрантов, увеличивают конкуренцию на рынке труда, что ведет к некоторому падению заработных плат, росту безработицы. Как следствие – возрастающее недовольство местного населения.

Приток квалифицированных кадров из-за рубежа позволяет «двигать» экономику и научно-технический прогресс без затрат на образование специалистов. Товары, произведенные с помощью недорогой рабочей силы, более конкурентоспособны на мировом рынке.

Кроме того, приехавшие иностранцы становятся потребителями, покупая местные товары. Кроме экономических последствий миграции имеется множество других, затрагивающих практически все аспекты жизни.

Например, миграция меняет демографическую картину, омолаживая стареющие государства Европы.

Рост преступности, связанный с высокой концентрацией мигрантов в отдельных регионах, приводит к разжиганию межнациональных конфликтов. Но в целом трудовая миграция выгодна всем ее участникам: и отдельно взятому работнику, и государствам.

Категории мигрантов

Международная трудовая миграция – сложная и запутанная отрасль, в которой не получится разобраться без специальных знаний и практического опыта работы.

Многие путают мигрантов и людей, которые часто ездят за границу в командировочных целях. Таких людей нельзя назвать мигрантами. В данную категорию входят:

  1. Низкоквалифицированные кадры. Их еще называют контрактниками. Эта группа не имеет востребованной профессии и чаще получает временную работу не по специальности, заключая сезонный контракт.
  2. Высококвалифицированные специалисты. Не всегда специалисты высшего уровня могут реализовать свой потенциал на родине, они мигрируют туда, где больше перспектив и возможностей самореализации. Для России утечка таких кадров стала серьезной проблемой.
  3. Беженцы. Эту группу нельзя назвать полноправными трудовыми мигрантами. Люди вынуждены переехать, чтобы спасти свою жизнь. А на новой территории им приходится искать пути заработка.
  4. Нелегалы. Они создают больше всего проблем в мировом миграционном круговороте. Лица, незаконно пересекающие границы, готовы работать за минимальную оплату, что создает конкуренцию на рынке труда и снижает стоимость работы более квалифицированных кадров. Регулирование вопроса нелегалов сводится к ужесточению миграционного контроля и взыскания с нарушителей.
  5. Переселенцы. В эту группу входят иностранцы, которые переезжают за рубеж на ПМЖ. Для них иностранные власти предлагают разные программы переезда, среди них есть и трудовые схемы, но чаще люди пользуются вариантом, направленным на воссоединение с родственниками.

Оценка значения трудовой миграции для мировой экономики является спорным вопросом на протяжении многих лет.

Некоторые специалисты считают, что трудовые мигранты создают проблемы для трудоустройства местных жителей.

Другие эксперты настаивают на мнении, что без привлечения иностранной рабочей силы, регулирование отрасли станет невозможным.

Международная трудовая миграция проблемы

ЛЕКЦИЯ № 7. Международная миграция рабочей силы 1. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды Международная миграция трудовых ресурсов – явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни современного общества.

Размахи потоков и драматизм положения как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество.

Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.

Миграция населения представляет собой передвижение людей через границы определенных территорий с переменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов появляется при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, которые принимают и отдают рабочую силу.

Мировой опыт показывает, что трудовая миграция снабжает несомненные преимущества странам (как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее).

Несмотря на это, она требует решения и способна породить острые социально-экономические проблемы. К началу XXI в. международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим практически все страны и континенты, все социальные слои гражданского общества.

В волне крупномасштабных межстрановых перемещений населения и трудовых ресурсов смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны навсегда, временных трудовых мигрантов, специалистов, ученых и студентов, беженцев и лиц, ищущих убежище, нелегальных иммигрантов и туристов. Ежегодно в мире из страны в страну переезжает около 20 млн человек.

В современных условиях миграция населения и трудовых ресурсов превратилась в постоянный, неизбежный и очень сложный процесс. Наряду с движением товаров, услуг, капиталов и технологий она является одним из ведущих факторов производства в международном масштабе. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано прежде всего причинами экономического характера.

Кроме экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции определен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков миграции рабочей силы. Устанавливающим мотивом являются жажда заработать больше, чем на родине, и желание найти лучшее применение своей квалификации.

В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято устанавливать как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей. Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных.

Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. По-другому, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разностью иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) является миграционное сальдо.

Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции – реэмиграция, т. е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения. Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов».

Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран. Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.

Существует и особая категория легальных мигрантов – рабочие-фронтальеры, т.

е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы работать в соседнем государстве.

Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.

В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов: 1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники; 2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы; 3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью; 4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности; 5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство.
Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники; 2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы; 3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью; 4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности; 5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство.

Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны. Международная трудовая миграция – явление сложное и неоднозначное.

Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами. Причины миграции рабочей силы определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы. Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран.

Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие: 1) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка.

Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час; 2) состояние национального рынка труда.

В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах; 3) структурная перестройка экономики.

Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.; 4) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе; 5) вывоз капитала, функционирование Транснациональных корпораций (ТНК).

Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы. В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы. Они состоят в следующем: 1) по направлениям: а) миграция из развивающихся и постсоциалистических стран в промышленно развитые; б) миграция в рамках промышленно развитых стран; в) миграция рабочей силы между развивающимися странами; г) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны; 2) по территориальному охвату: 3) по уровню квалификации мигрантов: а) высококвалифицированная рабочая сила; б) низкоквалифицированная рабочая сила; а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная); б) временная (как правило, внутриконтинентальная); в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки); г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны); 5) по степени законности: Если в 1960 г.

количество трудящихся-мигрантов составляло 3,2 млн человек, то в 1995 г. оно увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн.

человек, а в 1997 г. – уже 40 млн. человек; в 2003 г. – 50 млн человек. При этом, если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения уже превышает 150 млн человек.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер. С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдению села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

Следовательно, международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики в целом: 1) вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике.

Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте; 2) достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг.

на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долларов; 3) иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики; 4) временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны; 5) иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения; 6) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ. Позитивные последствия для отдельной фирмы: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.

1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда.

Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда; 2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу; 3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами; 4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Последствия для стран эмиграции рабочей силы.

Позитивные для экономики в целом: 1) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов; 2) экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда; 3) экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения; 4) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

1) страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов; 2) теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов. Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования. На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств. МОТ является уникальной среди всемирных организаций.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций. Это проявляется в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций – это принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация. 2. Международная организация по миграции (МОМ) Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г.

она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 – наблюдатели.

рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются: 1) осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан; 2) перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран; 3) организация передвижения беженцев; 4) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества. В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).

Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г.

в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев. В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство. МОМ – это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

Российская Федерация с 1992 г. является наблюдателем в МОМ. Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации. Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Документы, разрабатываемые указанными международными организациями, имеют большее значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 г., обнародуют свободный выбор местожительства и работы в качестве основополагающих прав человека.

Основной идеей конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.

Основные центры притяжения мигрантов.

На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся. Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы.

Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в ХVIII—ХIХ вв., и новые.

3. Традиционные центры притяжения рабочей силы К традиционным центрам относят страны Западной Европы.

Здесь насчитывается 13 млн мигрантов ичленов их семей; США.

Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс.

человек. В Австралии используется труд примерно 200 тыс.

иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.

С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х г в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

4. Нетрадиционные центры притяжения рабочей силы С конца 1960—70-х г стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы. В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а соответственно, отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

К ним относят: страны Азиатско-Тихоокеанского региона; нефтедобывающие страны Ближнего Востока; страны Латинской Америки; страны Африки; Россию. В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд долларов.

Законные основания

Регулирование международной миграции населения происходит на основании соглашений между государствами. Они могут быть как двусторонними, так и многосторонними. Договор заключается по различным причинам.

В большинстве случаев, это происходит, когда все стороны получают какую-либо выгоду.

В частности, экономическое преимущество, поднятие демографического уровня государства и т.д., например, в нашем государстве существуют договоры о трудовой миграции с Германией и Финляндией.

Если учесть, что правительственные органа каждого государства обладают суверенитетом определения направлений и целей миграции населения и беженцев, то если рассматривать этот вопрос на международном уровне придерживаться конкретных правовых норм и стандартом достаточно сложно. В большинстве случаев, интересы государств, заключивших соглашение, тесно переплетены.

Все правовые аспекты и нормативы этих процессов выражаются взаимным интересом государств, которые принимают переселенцев на основе тех или иных заключенных договоров. Согласно программе, которая была принята Международной сообществом труда, организация миграции рабочего населения должна осуществляться на основании двух или многосторонних соглашений, разработанных на основе потребностей государств-сторон договора. Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования миграции:

  1. Международная организация по миграции;
  2. Департамент ООН.

1.1 Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции

Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной мировой экономики.

Международная трудовая миграция понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне страны своего проживания в течение определенного периода времени. Трудовым мигрантом признается человек, который перемещается в другую страну с целью найма на работу.

Миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по неэкономическим причинам. К числу последних можно отнести демографические, политические, религиозные, этнические, семейные причины, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера и пр. Каждая из них способна привести к внутригосударственным и межгосударственным перемещениям рабочей силы.

Говоря о миграции трудовых ресурсов, мы должны особое внимание уделить международному рынок труда, как форме существования трудовой миграции.

Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Основные показатели рынка труда в мире в целом, а также по крупным регионам мира, наглядно были представлены в докладе Генерального директора МОТ Хуан Сомавия «Глобальные тенденции в сфере занятости-2007» 25 января 2007 года. (Приложение 1). Анализируя, эти данные мы можем сказать, что наиболее высокий процент годового уровня роста рабочей силы приходится на страны Среднего Востока и Северной Африки, Латинской Америки, в связи с активным использованием нефтегазовых месторождений.

Годовой уровень роста ВВП достиг максимального значения 8,2% в странах Восточной Азии, за счет притока иностранных инвестиций в экономику этих стран и относительно дешевую рабочую силу (филиалы ТНК развитых стран Европы и Америки). Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов: 1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране.

В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма; 2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы.

К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов; 3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки; 4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства.

Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны; 5) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности. Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях.

Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капиталов, в этот процесс вовлечены живые люди.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.

М., 2002 г. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера.

К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.
Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.

Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие безработицы.

Несмотря на стремительный рост мировых экономик, число безработных в мире за последние десять лет по-прежнему остается на сверхвысоком уровне. К такому выводу пришло Международное бюро труда (МБТ), проанализировав основные тенденции в сфере занятости с 1996 года по 2006 год.

Даже, несмотря на увеличение в мире числа работающих, количество безработных по-прежнему остается на чрезвычайно высоком уровне. С 1996 года по 2006 год их количество в мире возросло с 161 млн до 195,2 млн человек (Приложение 2), или до 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста. В 2006 году самый высокий уровень безработицы зафиксирован в странах Ближнего Востока и Северной Африки -12,2%, самый низкий — в странах Восточной Азии — 3,6%.

В странах Центральной и Восточной Европы, а также странах СНГ, даже несмотря на экономический рост, уровень безработицы все еще остается по-прежнему высоким — с 1996 по 2006 год он снизился всего с 9,7% до 9,3%. Доклад генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуан Сомавия. — «Глобальные тенденции в сфере занятости-2007» 25 января 2007 года.

Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций.

ТНК способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие, специалисты и ученые.

В настоящее время доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

Он преобладает над всеми другими мотивами — политическими, военными, религиозными, стихийными и т.д.

Вместе с тем, миграция рабочей силы, это и своего рода проявление диспропорции между экономическим и демографическим развитием страны. Отставание экономического развития от более быстрого роста населения приводит, в конечном итоге, к образованию трудоизбыточности, в результате чего часть рабочей силы вынуждена эмигрировать в поисках работы.

Эта закономерность отражает экономический приоритет в межстрановой миграции трудовых ресурсов. Трудовая миграция представляет собой часть экономической миграции. Это временная миграция, целью которой является продажа мигрантами своей рабочей силы и получение соответствующей заработной платы в стране въезда.

В результате миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. Страна, экспортирующая рабочую силу, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу и обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа.

По экспертным оценкам, реальные поступления в национальный доход страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собой еще и ценности и сбережения. Расчеты показывают, что валютный эффект от экспорта рабочей силы в 10 раз превышает валютный эффект от поступлений по товарному экспорту.

В последнее десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год) поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнению специалистов, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.

Растет число стран, которые одновременно экспортируют и импортируют рабочую силу. Международная трудовая миграция, таким образом, играет заметную роль в функционировании всего мирового хозяйства.

Для оценки и классификации международных трудовых мигрантов специалистами используются особые критерии. Однако в современном мире еще не существует действительно единой системы идентификации международных мигрантов, что осложняет анализ этого сложного и динамичного процесса.

В миграционный трудовой обмен вовлечено большинство стран мира. По оценкам ООН в 2005 году численность международных мигрантов составила 191 миллион человек: 115 миллионов мигрантов проживали в развитых странах, 75 миллионов в развивающихся странах. С 1990 по 2005 год на страны с высоким уровнем дохода пришелся наибольший прирост численности международных мигрантов (41 миллион человек).

В 2005 году три четверти всех мигрантов проживали в 28 странах, при этом каждый пятый мигрант в мире проживал в Соединенных Штатах Америки. Мигранты составляют как минимум 20 процентов населения в 41 стране, в 31 из которых насчитывается менее миллиона жителей. Доклад Генерального секретаря Генеральной Ассамблеи ООН «Международная миграция и развитие» 16 мая 2006 г.

( Приложение 4).

Кем она регулируется

Миграционными вопросами во всех государствах занимаются службы миграционного контроля. В Российской Федерации такой организацией является .

Им заведует Кириллова Ольга Евгеньевна.

Что касается в оформлении трудовых документов и бумаг для въезда или выезда — следует обращаться в этот государственный орган. Также некоторую информацию можно найти и в .

В этом государственном учреждении заведуют установлением квот и формированием списка тех профессий, по которым могут быть задействованы мигранты.

Причины миграции

Основные причины международной – экономические.

Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других.

Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни.

Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков). Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства.

Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция.

Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Что такое трудовая миграция

В широком понимании трудовая – это перемещение населения в рамках определенной страны или между несколькими государствами, связанное с занятостью или поиском работы.

В свою очередь, трудовой мигрант – это лицо, которое с целью трудоустройства меняет место своего проживания как внутри своей родной страны, так и путем выезда из нее в другое государство.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми.

Традиционные центры притяжения мигрантов – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик.

Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран.

Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы.

Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия.