На какой срок утвержден национальный план противодействия коррупции



Предотвращение конфликта интересов госслужащих


Путин поручил правительству предпринять дополнительные меры для предотвращения конфликта интересов госслужащих.

«Правительству РФ с участием Генеральной прокуратуры РФ и Верховного суда до 1 октября 2020 рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы»

, — говорится в документе.

Также кабмину с участием Генеральной прокуратуры надлежит «рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Правительство должно

«подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов»

.

Кроме того, глава государства возложил на правительство проведение мониторинга того, как принимаются меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

VI. Совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц

32. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации:а) разработать механизм, позволяющий государственным и муниципальным заказчикам получать в автоматизированном режиме сведения о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по .

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 февраля 2020 г.;б) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка и механизма привлечения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, к административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции независимо от места совершения коррупционного правонарушения.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2020 г.33. Правительству Российской Федерации с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных организаций «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «ОПОРА России» подготовить предложения, направленные на стимулирование участия организаций в противодействии коррупции.Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 мая 2020 г.34.

Правительству Российской Федерации с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных организаций «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «ОПОРА России» подготовить предложения, направленные на стимулирование участия организаций в противодействии коррупции.Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 мая 2020 г.34. Правительству Российской Федерации с участием представителей соответствующих объединений субъектов предпринимательской деятельности рассмотреть вопросы о механизмах и условиях введения в организациях антикоррупционных стандартов и об их применении, в частности при установлении деловых отношений с контрагентами; в отдельных сферах хозяйственной деятельности, подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое значение для государства; при участии в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 октября 2020 г.35.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:а) с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов подготовить предложения по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контрольных органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2020 г.;б) с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации проанализировать практику применения меры пресечения в виде заключения под стражу при расследовании преступлений в сфере экономической деятельности, в том числе обоснованность применения указанной меры пресечения, и в случае необходимости подготовить предложения, направленные на сокращение ее применения к лицам, подозреваемым в совершении таких преступлений.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2020 г.36. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Российской Федерации:а) продолжить проведение ежегодного независимого исследования в целях выявления отношения предпринимательского сообщества к коррупции и оценки его представителями государственной политики в области противодействия коррупции («бизнес-барометр коррупции»). Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 февраля;б) с участием общероссийских общественных организаций «Российский союз промышленников и предпринимателей» и «ОПОРА России», иных заинтересованных организаций и с привлечением представителей федеральных государственных органов, осуществляющих реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, научно-исследовательских и образовательных организаций, объединений субъектов предпринимательской деятельности, коммерческих организаций, государственных корпораций (компаний) и организаций, участвующих в осуществлении международного сотрудничества в области противодействия коррупции, обеспечить проведение ежегодных всероссийских акций, направленных на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, этических норм и процедур комплаенса.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 15 декабря.

Копия в формате PDF

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Национальном плане противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы, утвержденным настоящим Указом (далее — Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 сентября 2020 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов. 3. Рекомендовать: а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в планы противодействия коррупции этих федеральных государственных органов; б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2020 г. 5. Установить, что доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее — доклады) представляются: а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — Президенту Российской Федерации; б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, — в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; в) иными федеральными государственными органами и организациями — Президенту Российской Федерации; г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации — полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов.

Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов; е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов.

Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов; ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей этих федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов; з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, — руководителям этих органов для подготовки сводных докладов.

Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.

6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции: а) образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы; б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте «а» настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом. 7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 29 июня 2020 года № 378 _________________ УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2020 г. № 378 Национальный план противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы Мероприятия, предусмотренные настоящим Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; совершенствование предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ

«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы; обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции; повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России.

I. Совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции 1. Правительству Российской Федерации: а) до 1 октября 2020 г. разработать и утвердить: методику оценки планов противодействия коррупции федеральных государственных органов и эффективности реализации этих планов, а также установить порядок определения должностных лиц федеральных государственных органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции; методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации; б) до 1 ноября 2020 г.

внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих: распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; совершенствование антикоррупционных стандартов для работников, замещающих должности в государственных корпорациях (компаниях), государственных внебюджетных фондах и публично-правовых компаниях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также введение антикоррупционных стандартов для работников хозяйственных обществ, учреждаемых и (или) контролируемых государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями; совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; совершенствование в целях противодействия коррупции порядка получения подарков отдельными категориями лиц; в) до 1 февраля 2020 г.

представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением; г) до 1 марта 2020 г. разработать критерии, согласно которым несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, будет относиться к правонарушениям, влекущим за собой увольнение со службы или с работы, либо к малозначительным правонарушениям, а также представить предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно, до 1 марта, информировать председателя президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах деятельности, осуществляемой правоохранительными органами, по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.

3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить: а) ежегодное проведение социологических исследований на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.
3. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить: а) ежегодное проведение социологических исследований на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 февраля; б) повышение эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представлять ежегодно, до 1 марта; в) рассмотрение на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации вопроса о повышении самостоятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе путем их преобразования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в самостоятельные государственные органы, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2020 г.; г) проведение общественных обсуждений (с привлечением экспертного сообщества) проектов планов противодействия коррупции на 2020 — 2020 годы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; д) ежегодное рассмотрение отчета о выполнении региональной антикоррупционной программы (плана противодействия коррупции) в субъекте Российской Федерации и до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, размещение такого отчета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в разделе «Противодействие коррупции».

II. Обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов 4. Правительству Российской Федерации проводить мониторинг реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, обязанности принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов и в случае необходимости предпринимать действия по совершенствованию механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 г.

5. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации до 1 октября 2020 г. рассмотреть вопрос о целесообразности законодательного установления дополнительных мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

6. Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации: а) рассмотреть вопрос о целесообразности введения административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2020 г.; б) подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2020 г. 7. Рекомендовать палатам Федерального Собрания Российской Федерации до 1 декабря 2020 г.

рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. 8. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, в том числе при рассмотрении дел с участием граждан и юридических лиц, с которыми судья, его близкие родственники или свойственники связаны финансовыми или иными обязательствами. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2020 г.

9. Генеральной прокуратуре Российской Федерации представить Президенту Российской Федерации информацию о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2020 г. 10. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации до 1 августа 2020 г.

разработать методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. 11. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации обеспечивать каждые шесть месяцев подготовку обзора практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в части, касающейся предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и распространение этого обзора с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной

Раздел I.

Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции

Этот раздел посвящён первоочередным законодательным мерам борьбы с коррупцией. Планируется принятие Федерального закона «О противодействии коррупции», в котором: 1.

Дать юридическое определение понятий:

  1. «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности , органов государственной власти , органов , институтов , и по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;
  2. «коррупция» — как социально-юридического явления,
  3. «коррупционное » — как отдельного проявления коррупции, влекущего за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ,

2.

Предусмотреть меры по профилактике коррупции, включающие в себя:

  1. возложение на и обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности;
  2. совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы Российской Федерации;
  3. развитие института общественного и контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
  4. специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей , и должностей , перечень которых определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусматривающие в том числе и контроль над доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера указанных лиц;

3. Определить основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающие в себя:

  1. введение антикоррупционных , то есть установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;
  2. совершенствование системы и структуры , оптимизацию и конкретизацию их полномочий;
  3. обеспечение справедливой и равной для всех доступности и повышение оперативности рассмотрения дел в ;
  4. сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по и ведения оперативно-розыскных мероприятий;
  5. разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной и муниципальной службы на высоком профессиональном уровне;
  6. развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.

Также предполагается внести изменения в действующие законодательные акты (в частности, ), предусматривающие усиление санкций за коррупционные правонарушения и повышающие требования к лицам, состоящим на государственной службе либо претендующим на такие должности.

«Национальный план противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы » (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 N Пр-1568) (ред. от 14.01.2011)

В соответствии с Федеральным от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Национальным противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 Пр-1568, Типовым этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол N 21), в целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства водных ресурсов должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе, приказываю: В целях реализации Национального противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г.

N Пр-1568 (Российская газета, 2008, 5 августа), Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г.

N 1789-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720; 2008, N 7, ст. 633, N 14, ст. 1413), приказываю: Содержание Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального по противодействию коррупции на 2010 — 2011 годы.Организационные основы противодействия коррупции на государственной службе.Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее — подразделения кадровой службы) в реализации мер по противодействию коррупции.

В целях реализации Федерального от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; 16.04.2007, N 16, ст. 1828; 2007, N 49, ст.

6070; 2008, N 13, ст. 1186; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2008, N 52 (ч.

I), ст. 6235), Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст.

1280), служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531), противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 (Российская газета, N 164, 2008), приказываю: Также следует отметить, что введение Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных противодействия коррупции, утв.
3196; 2007, N 13, ст. 1531), противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 (Российская газета, N 164, 2008), приказываю: Также следует отметить, что введение Закона о защите конкуренции является составляющей комплекса мер, предусмотренных противодействия коррупции, утв.

Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568, и направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере. Данная норма направлена на единообразную регламентацию, унификацию использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование этого имущества, а также преимущественное использование механизма аукционных торгов при распоряжении государственным и муниципальным имуществом.

В соответствии с Федеральным от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.

3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст.

1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч.

II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст.

6235), Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г.

N 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1280) и Национальным противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г.

N Пр-1568 (Российская газета, 2008, N 164), а также в целях содействия в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации требований к служебному поведению, урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или Российской Федерации, приказываю: В соответствии со Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, 3624) (далее — Федеральный закон), Федеральным от 25 декабря 2008 г.

3597, 3624) (далее — Федеральный закон), Федеральным от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.

6228) (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции»), Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст.

1280) и противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568 (Российская газета, 2008, N 164), а также в целях содействия в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики требований к служебному поведению, урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или Российской Федерации, приказываю: В соответствии с Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст.

1280), во исполнение Федерального от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст.

1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст.

6235; 2009, N 29, ст. 3597, 3624, N 48, ст.

5719, N 51, ст. 6159), Федерального от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228), Национального противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года, N Пр-1568 (Российская газета, 2008, 5 августа) приказываю: В соответствии с Федеральным от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст.

1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст.

6070; 2008, N 13, ст. 1186), Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269

«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1280) и Национальным противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г.

N Пр-1568 (Российская газета, 2008, N 164), а также в целях содействия в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований к служебному поведению, урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или Российской Федерации приказываю: 1.

Во исполнение Национального противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
N Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Комментарий Председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева в связи с утверждением Национального плана противодействия коррупции на 2020 – 2020 годы

Утвержденный Президентом Российской Федерации 30 июня текущего года Национальный план противодействия коррупции на 2020 – 2020 годы стал шестым по счету. Напомню, что впервые этот программный документ, определяющий основные стратегические направления развития государственной антикоррупционной политики на два последующих года, был принят в 2008 году.

Именно данный период стал переломным в историческом становлении антикоррупционного законодательства в России.

Если до этого периода борьба с коррупцией, в основном, велась так называемыми карательными средствами воздействия (уголовной и административной ответственностью), то с 2008 года в российское законодательство начали внедряться такие передовые мировые институты, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов, контроль за доходами, а позже и за расходами чиновников, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и другие.

Вектор развития государственной антикоррупционной политики на этом этапе сместился в сторону профилактики коррупции.

За короткий период времени была сформирована система обязанностей, ограничений и запретов для лиц, замещающих должности в органах государственной власти, местного самоуправления, которая позже была распространена и на руководство коммерческих и некоммерческих организаций с участием государства.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы закрепил эту работу на более высоком уровне. В нем были заложены основы качественно нового направления развития антикоррупционной политики – формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.

Предполагается, что законопослушное поведение все более будет достигаться не за счет системы правовых ограничений и запретов, а тем более ответственности, а посредством осознанной внутренней мотивации каждого участника антикоррупционного процесса, его антикоррупционного правосознания, которое априори отвергает всякие коррупционные проявления. Причем такое правосознание будет формироваться не только внутри самой системы государства, то есть у его должностных лиц, но и во вне – в масштабах всего российского общества.

Национальный план противодействия коррупции на 2020 – 2020 годы предполагает дальнейшее проведение этой идеи в жизнь. В частности, в нем содержатся поручения разработать механизм предоставления грантов организациям, достигшим наиболее значимых результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции (пункт 23). Кроме того, предусмотрено привлечение специалистов для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции, а также для поиска оптимальных форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению (пункт 26).

В целях изучения общественного восприятия (оценки) уровня коррупции в региональном разрезе главам субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно проводить соответствующее социологическое исследование по методике, разработка которой поручается Правительству Российской Федерации.

Помимо этого, Национальный план определяет комплекс мер по антикоррупционному образованию должностных лиц, впервые принятых на работу и ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Особое внимание в рамках обозначенного направления деятельности уделяется формированию антикоррупционного правосознания бизнес сообщества.

В частности, с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущих общероссийских общественных организаций и объединений предпринимателей предполагается продолжить проведение ежегодного исследования, определяющего отношение предпринимательского сообщества к коррупции (так называемый «бизнес-барометр коррупции»), всероссийские акции, направленные на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, комплаенса, антикоррупционных кодексов и тд.

Особое внимание в документе уделяется вопросам повышению прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет установления обязательного общественного обсуждения закупок, в случае если начальная цена контракта составляет 50 млн.

рублей, а минимальная 5 млн. рублей. Это позволит существенно усилить общественный контроль за такими закупками.

Национальным планом предусматривается также и комплекс мер, направленных на защиту самих предпринимателей от злоупотреблений и произвола со стороны отдельных представителей власти, в том числе посредством незаконного уголовного преследования, заключения под стражу, ареста имущества, необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по государственным контрактам неустоек (штрафов, пеней). В Национальном плане нашла отражение также наметившаяся в последние годы тенденция по укреплению так называемой региональной вертикали власти в области противодействия коррупции.

В рамках ее в этом году был принят закон, устанавливающий обязанность глав субъектов Российской Федерации осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах муниципальных служащих и инициировать досрочное прекращение их полномочий в случае выявления соответствующих нарушений законодательства. В развитие этой концепции планом предусматривается рассмотрение главами регионов вопроса о повышении самостоятельности региональных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе возможность их преобразования в самостоятельные государственные органы субъектов Российской Федерации, подчиненные непосредственно высшим должностным лицам регионов (подп.

«в» пункта 3). Как уже было отмечено, основные антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты для должностных лиц были установлены в 2008 году.

Однако процесс их точной настройки продолжается до настоящего времени. Не стал исключением и новый План противодействия коррупции.

Им, в частности, предусматривается поручение о рассмотрении возможности расширения видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, за счет денежных средств, предметов роскоши и иных ценностей. Сейчас этот перечень ограничивается недвижимым имуществом, ценными бумагами и транспортными средствами (подп. «а» пункта 17). В Национальном плане особое внимание уделяется также вопросам совершенствования института предупреждения и урегулирования конфликта интересов.

В частности, лица, претендующие на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, будут дополнительно сообщать информацию о супругах своих братьев и сестер и братьях и сестрах своих супругов в целях выявления возможного конфликта интересов (подп. «б» пункта 6). Помимо этого, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Введение такой ответственности позволит обеспечить единообразие антикоррупционных требований и стандартов вне зависимости от уровня должностного положения лиц, подлежащих антикоррупционному контролю.

Учитывая, что институт конфликта интересов предполагает ряд оценочных суждений, планом предусматривается подготовка обзора практики применения соответствующего законодательства каждые шесть месяцев.

Этот обзор будет рассылаться в заинтересованные федеральные государственные органы и организации для учета в работе. Также Национальный план содержит комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование оснований ответственности за коррупционные правонарушения.

В целях более последовательной реализации принципа справедливости наказания, учета при его назначении социальной опасности самого деяния, предполагается: — регламентировать случаи несоблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы, — разработать критерии, определяющие малозначительность правонарушения, — определить перечень обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность при применении взыскания за коррупционные правонарушения (подп.

«в, г» пункта 1). Национальным планом предусматривается дальнейшее внедрение современных информационных технологий в сферу противодействия коррупции. Еще в Послании Федеральному Собранию 2020 года Президент Российской Федерации отметил, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности, – это мощный фактор противодействия коррупции.

В связи с этим, с 1 января 2020 года предполагается полный переход на специальную автоматизированную систему декларирования «Справки БК» (подп. «в» пункта 17). Также предусматривается рассмотрение вопроса о создании и внедрении единой информационной системы для осуществления информационного взаимодействия государственных органов в целях противодействия коррупции (пункт 19). Генеральную прокуратуру предполагается наделить полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ (дача незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица).

Эти данные также будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок для учета при отборе участников.

Особое внимание в Национальном плане уделяется вопросам контроля за его реализацией.

В частности, Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручается сформировать соответствующую рабочую группу, которая ежегодно будет рассматривать доклад о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

Важным для Комитета по безопасности и противодействию коррупции является посыл о систематизации законодательства Российской Федерации в сфере противодействии коррупции (подп. «в» пункта 37). В настоящее время эта отрасль законодательства несколько разрозненна. Ее положения разбросаны более, чем по ста законодательным актам, как отраслевой, так и межотраслевой принадлежности.

Зачастую эти нормы не согласуются между собой.

Систематизация этого законодательства в соответствии с едиными требованиями и положениями Конституции Российской Федерации позволила бы поднять антикоррупционную деятельность в государстве на более высокий уровень.

Общественные слушания[ | ]

Национальный план противодействия коррупции 2020-2020 гг.

содержит предложение о возможности сделать общественные слушания при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн рублей и муниципальных закупок от 5 млн рублей обязательными. Глава государства поручает , а конкретно на Кабинету министров, разработать к 1 февраля 2020 года доклад содержащий информацию по вопросу целесообразности обязательных общественных слушаний, касающихся

«закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в случае, если начальная (минимальная) цена контракта составляет соответственно 50 млн рублей и 5 млн рублей»

. Кроме того, в документе выражается необходимость к 1 сентябрю 2020 года решения вопроса о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам,

«а также их супругам, близким родственникам и другим близким людям»

, ответственным за эти контракты.

Как сообщается в плане может быть наделена полномочиями по ведению реестра компаний, привлекавшихся к ответственности по статье 19.28 (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица) с размещением этих данных в единой информационной системе государственных закупок. В отношении ведения госзакупок, устанавливаются дополнительные требования к заказчикам и исполнителям, которые призваны устранить риск коррупционных преступлений и конфликта интересов.