Негосударственные экономические организации



Негосударственные некоммерческие организации


Негосударственная собственность составляет фундамент современной рыночной экономики. Собственники объектов негосударственной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.

Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Объектом негосударственной собственности может быть любое имущество.

В условиях рыночной экономики верхний предел негосударственной собственности количественно не может быть ограничен.

могут создаваться в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных и иных организаций. Основу их функционирования может составлять индивидуальная или коллективная собственность.

В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе индивидуальной собственности, право собственности на имущество принадлежит одному лицу. Это могут быть благотворительные и иные некоммерческие фонды, автономные некоммерческие организации и др.

Как правило, такие некоммерческие организации достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий.

В то же время им присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств и др. В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе коллективной собственности, право собственности принадлежит группе лиц. К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.
К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.

Одним из видов коллективной собственности является кооперативная собственность. Под ней понимается собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Эта форма собственности характерна для потребительских, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и др.

Для негосударственных некоммерческих организаций характерны следующие признаки: • добровольность образования; • гибкая система управления; • инновационный характер развития; • экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности; • эффективное использование возможной прибыли. В зарубежной экономической и юридической литературе часто при характеристике негосударственных некоммерческих организаций используется термин «третий сектор».

Он указывает, что негосударственный некоммерческий сектор – особый сектор экономики, отличающийся от частного коммерческого и государственного секторов экономики.

Данный термин все более активно используется российскими исследователями. Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества.

Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества. К тому же в ряде случаев эти организации функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными структурами.

Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций и др. действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества. В современной рыночной экономике, в условиях роста персонализации спроса на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством.

Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли.

В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают интересы не только личные, но и общества в целом. В то же время в процессе функционирования они в большей мере, чем государственные организации, следуют законам рынка.

Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, снижать издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и проч.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Потребителями благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, являются физические и юридические лица, которые не могут реализовать потребности в общественных благах, превышающих массовый спрос, общие интересы, проекты, идеи за счет государства или бизнеса, получить от государства более высокий уровень социальной защищенности. Их экономическое поведение отличается от типичных типов поведения «потребители – покупатели», ориентирующихся на рыночные сигналы, и «потребители – клиенты» государственного сектора, получающих экономические блага бесплатно или по льготным ценам. По сравнению с последними потребители благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, больше заинтересованы в конечных результатах деятельности.

имеют длительную историю в ведущих странах с рыночной экономикой.

В настоящее время они занимают существенные позиции в ряде отраслей экономики. Наблюдаются рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих развивающихся странах Африки, Латинской Америки, постсоциалистических странах (Венгрия, Польша, Болгария). В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII–XIX вв.

Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX – начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987–1990 гг.

Особенно быстрый рост количества негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций. В настоящее время, по данным Госкомстата России, в нашей стране существует более 417 тыс.
В настоящее время, по данным Госкомстата России, в нашей стране существует более 417 тыс.

негосударственных некоммерческих организаций (включая муниципальные учреждения).

Они функционируют в различных сферах экономики: образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, физической культуре и спорте, науке и т.д.

Необходимо отметить, что темпы развития негосударственных некоммерческих организаций несколько замедлились после кризиса в августе 1998 г.

Это обусловливается недостаточностью финансовых средств у негосударственных некоммерческих организаций, а также у предприятий, организаций, участвующих в их финансировании. Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является более важным, чем для развитых стран с рыночной экономикой.

Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью решения социально-экономических вопросов в переходный период.

В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно относящиеся к государству в условиях рыночной экономики.

В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др.

В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др.

Все это вынуждает негосударственные некоммерческие организации частично использовать несвойственные им методы и принципы хозяйствования, иметь иную, чем в развитых странах с рыночной экономикой, структуру источников финансирования. Во многих странах с рыночной экономикой активными участниками некоммерческого сектора являются иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая организация – организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной некоммерческой организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства.

В Российской Федерации к иностранным некоммерческим организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей. По данным Госкомстата России, среди иностранных некоммерческих организаций, действующих в России, основную долю составляют представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц.

Среди прочих организаций наибольшая доля приходится на ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства. Активное участие в социально-экономическом развитии общества играют смешанные и совместные некоммерческие организации. Смешанная некоммерческая организация– это организация, основанная на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности.

Совместная некоммерческая организацияфункционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность. В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности в некоммерческом секторе позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной ее формы и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия.

Похожие главы из других книг

Из книги Налоговый кодекс РФ.

Часть первая автора Законы РФ Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред.

Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1.

Приостановление Из книги Налоговый кодекс РФ.

Часть первая автора Дума Государственная Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред.

Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1.

Приостановление Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович Тема 7.

Международные организации в системе международно-правовых отношений Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации.

Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г.

автора Автор неизвестен Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм.

и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен СТАТЬЯ 11.1. Государственные и негосударственные образовательные организации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1.

Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович Тема 8.

Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их Из книги Конституционное право РФ.

Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович Тема 25. Правовые основы государственной организации таможенного дела и таможенной службы в Российской Федерации 1. Понятие таможенного дела и правовые основы его организации в Российской Федерации Таможенное дело — это государственное регулирование перемещения Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации.

Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов Тема 17 Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович Статья 318.

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним Из книги Федеральный закон

«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

автора России Законодательство Тема 9.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ 9.1.

Понятие, основные черты и виды общественного объединенияКаждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных Из книги Административное право автора Автор неизвестен Тема 10. ПРЕДПРИЯТИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 10.1.

Предприятие: понятие, признаки и видыПредприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич Тема 11.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ 11.1. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципыСлужба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.Государственная служба РФ – профессиональная служебная Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Статья 24.

Государственная служба: понятие, категории должностей и принципыСлужба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.Государственная служба РФ – профессиональная служебная Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович Статья 24. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи 1. В целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные Из книги автора Тема 8 Государственные служащие.

Основы государственной службы Вопрос 1. Понятие и система государственной службы в Российской ФедерацииСлужба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности Из книги автора Государственные (муниципальные) нужды («государственные (муниципальные)» в широком смысле слова) Рис. 2.Еще до внесения изменений в ст.

3 Закона № 94-ФЗ в юридической литературе высказывались предположения о единстве собственных нужд учреждений и государственных Из книги автора

Негосударственные организации

» Это достаточно разнообразная группа организаций, в числе которых прежде всего следует назвать , иного рода коммерческие и , частные и учреждения и т.п. Общественные объединения организуются и действуют на основе Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (СЗ.РФ. 1995. № 21. Ст. 1930).

Общественное объединение представляет собой добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения (ст. 5). Узаконены различные виды общественных объединений или их организационно-правовые формы: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Каждый вид общественного объединения имеет свою специфику, которая находит свое выражение в их уставах. Помимо общего закона об общественных организациях были приняты законы об их наиболее значимых разновидностях. Так, 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

, 11 августа 1995 г.

– Федеральный закон

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

и др.

Названные и другие законодательные акты в целом определяют общий правовой статус общественных объединений, вытекающий из содержания ст.

30 РФ ( граждан на объединение). В силу этого детальный их статуса составляет предмет изучения в курсе . Нас же должны интересовать только те стороны их организации и деятельности, в которых проявляются отношения этих объединений с , т.е.

собственно их административно-правовой статус.

Что характерно именно для такого аспекта знакомства с общественными объединениями? Наиболее существенные проявления подобного статуса общественных объединений следующие:

  1. отсутствие необходимости предварительного разрешения органов ;
  2. взаимное невмешательство и общественных объединений в деятельность друг друга;
  3. необязательность общественных объединений (таковая необходима лишь в случае, когда то или иное объединение желает приобрести права , т.е. стать участником гражданского оборота). Запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ , нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае государственной регистрации общественных объединений соответствующие органы юстиции проверяют их учредительные (прежде всего устав) с точки зрения соответствия их данному запрету. Органы исполнительной власти не могут быть общественных объединений. Государственная регистрация общероссийских общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а региональных – органами юстиции субъектов РФ. Названные органы либо выдают свидетельство о регистрации, либо принимают решение о мотивированном отказе в регистрации. Такое решение может быть обжаловано общественным объединением в судебном порядке. Общественные объединения тесно сотрудничают с органами исполнительной власти. Они могут участвовать в выработке решений этих органов; проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, поставивоб этом в известность соответствующие исполнительные органы и соблюдая установленные ими правила и условия; представлять и защищать свои права и законные интересы в органах исполнительной власти; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить (в основном, очевидно, по вопросам своей компетенции) в органы исполнительной власти. Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с их уставными целями. В подобных случаях они проходят процедуру лицензирования в соответствующих исполнительных органах, уполномоченных на это. Надзор за соблюдением общественными объединениями осуществляют органы . В других случаях нaдзорные функции и полномочия в отношении общественных объединений возлагаются на органы (на пример, экологического, пожарного, эпидемиологического и др.). Выполнение налоговых ими осуществляется органа ми Министерства РФ и Министерства РФ по сборам. Нарушение прав общественных объединений дает им возможность обращаться в или с административной жалобой на действия исполнительных органов (), являющихся нарушителями. Исполнительные органы и должностные лица причинившие ущерб общественным объединениям, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством. Общественные объединения, нарушившие законодательстве РФ, несут за это ответственность. При нарушении, допущенном объединением, не зарегистрированном в органах юстиции, ответственность наступает для лиц, входящих в руководящие органы объединений. Деятельность общественных объединений может быть приостановлена, в том числе и по инициативе исполнительных органов. Однако осуществляется оно на до шести месяцев только судом. В таком же порядке общественное объединение может быть ликвидировано, что означает запрет на его деятельность. Государство, в том числе и его исполнительные органы, оказывает необходимую поддержку общественным объединениям и гарантирует защиту их прав. Таковы общие признаки, дающие возможность понять место и роль общественных объединений различного типа в сфере . Применительно к отдельным видам общественных объединений устанавливаются определенные особенности их статуса. Так, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 930) в целях и защиты интересов и социально-трудовых прав их членов наделены правами по заключению коллективных договоров с администрацией предприятий и учреждений и по за их выполнением. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о и его охране, имеют право на то, чтобы их мнение учитывалось при разработке органами исполнительной власти решений по социально-трудовым проблемам, а также на внесение своих предложений по этим вопросам, на участие в разработке, реализации и контроле за выполнением государственных мер, обеспечивающих , на защиту прав граждан в сфере занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций и т.д. В области охраны труда профсоюзы вправе предъявлять требования о приостановлении работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать руководителям обязательные к рассмотрению представления об устранении обнаруженных в ходе общественного контроля нарушений законодательства о труде, обращаться в органы исполнительной власти с требованиям о привлечении к ответственности виновных в подобных нарушениях должностных лиц. Негосударственные предприятия и учреждения. В современный период такого рода формирования различного рода получили значительное распространение в результате широкого процесса многих объектов государственной и развития частной собственности. Государство не участвует в ими, но создает правовой режим их организации и деятельности, а также осуществляет контроль и надзор за их функционированием. В основном такого рода предприятия осуществляют . В силу этого правовой статус различных их разновидностей регулируется . Имеются в виду различные типы , , и др. Все они являются юридическими лицами, а потому их государственная регистрация в органах юстиции обязательна. Управление внутренними делами негосударственных предприятий и объединений – функция создаваемых ими органов (правлений, наблюдательных советов, дирекций и т.п.). Как правило, высшим органом управления является общее собрание членов (например, акционеров). Помимо акционерных открытого и закрытого типов в таком варианте действуют производственные кооперативы. 8 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О сельскохозяйственной ». Производственный кооператив – сельскохозяйственная, рыболовецкая артель, кооперативное хозяйство. Коопхоз создается главами фермерских хозяйств. Потребительский кооператив – объединение в целях перерабатывающей, сбытовой, снабженческой, садоводческой, огороднической, животноводческой деятельности. Государство стимулирует их создание, поддерживает путем выделения бюджетных средств. Кооперативы подлежат государственной регистрации и обязаны представлять в налоговые органы свою . Неправомерность решении или действий исполнительных органов (должностных лиц), адресованных кооперативам, может быть признана общим или . На кооперативы распространяются контрольно- надзорные полномочия органов исполнительной власти. Производственные кооперативы являются коммерческими организациями и подлежат государственной регистрации. Потребительские кооперативы таковыми не являются, хотя им предоставлена возможность осуществлять и предпринимательскую деятельность, соответствующую целям их создания. Тем не менее гражданским законодательством они также отнесены к категории юридических лиц. В соответствии с действующим законодательством к некоммерческим организациям помимо потребительских кооперативов отнесены также фонды и (конечно, и общественные организации). О фондах необходимо знать следующее. Общественные фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учреждаемые на основе добровольных взносов и действующие с социальными, благотворительными, образовательными и другими общественно полезными целями. Но возможно образование и государственных фондов. Если примером общественного фонда можно назвать Фонд Горбачева, то ко второму виду можно отнести Фонд федерального , Государственный фонд занятости населения, . Так, фонд федерального имущества находится в ведении Министерства государственного имущества РФ; его руководитель назначается РФ; фонд участвует в работе по приватизации объектов федеральной собственности и т.д. А Фонд занятости действует в системе Министерства труда и социального развития РФ. Его средства образуются за счет обязательных отчислений предприятий и используются, в частности, для выплат пособий по . Эти средства находятся в оперативном управлении Минтруда РФ. Налицо, следовательно, прямая связь функционирования государственных фондов с деятельностью соответствующих субъектов исполнительной власти. Относительно общественных фондов органы исполнительной власти уполномочены осуществлять надзор за их деятельностью. В качестве негосударственных организаций выступают частные предприятия и учреждения. Наиболее развита их деятельность в сфере мелкого и среднего (здесь действует Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), хотя результативность такого вида предпринимательской деятельности пока не заметна; в социально-культурной сфере, где функционирует много частных школ, лицеев и других образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения; в административно-политической сфере (например, частные детективные агентства). Главными формами государственного воздействия на них являются лицензирование и надзор за соблюдением условий лицензий и требований законодательства РФ. Юридически негосударственными являются муниципальные предприятия и учреждения. Они, тем не менее, составляют основную массу такого рода организаций. Но руководство ими осуществляют органы муниципальной власти, а их имущество является муниципальной собственностью. Наконец, несколько соображений по поводу статуса религиозных объединений. Они отделены от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ). Соответственно по своим целям они не являются разновидностью общественных организаций. Их деятельность регламентирована специальным законодательным актом – Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Государство не вмешивается в их деятельность, но оказывает им поддержку, например, в виде регулирования предоставляемых им налоговых и других льгот. Религиозные объединения подлежат государственной регистрации в органах юстиции, представляя для этого установленную законодательством документацию. При отказе в регистрации объединение может обжаловать его в суд. Ликвидация религиозных объединений или запрет на их деятельность возможны только по . Основанием для этого может служить их антиобщественная деятельность, например распространение убеждений, пропагандирующих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство и т.д. © |

Негосударственные организации КНР на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

А.А. Семёнов ИДВ РАН Негосударственные организации КНР на современном этапе Китайское «экономическое чудо», ставшее следствием проведения государственной политики «четырёх модернизаций», способствовало социальным трансформациям в китайском обществе.

Происходят глубинные процессы, затрагивающие фундаментальные основы общественных отношений и способствующие проявлению системы негосударственных организаций, которые могут составить основу общественного самоуправления и быть мостом между властью и обществом. Их становление, как нового для страны самостоятельного социального института, актуализировало вопрос проведения «пятой модернизации» — реформы политической системы. Осуществление проектов в социальной сфере играет особую роль и в современных условиях приобретает всё более глобальный характер, влияет на все основные сферы — политику, экономику и безопасность стран.

Повышение жизненного уровня населения и развитие экономики способствует формированию в Китае новых социальных слоёв, групп, страт общества, начинающих осознавать свои корпоративные интересы, соотносить их с существующими институтами власти, действующим законодательством, традициями и культурой.

В силу развития в Китае элементов рыночной экономики, изменение политической и правовой обстановки неизбежно стимулирует формирование различных общественных и негосударственных организаций — так экономические реформы способствовали быстрому росту НГО в Китае [15].

По мере своего развития НГО становились неотъемлемым компонентом китайского общества.

Идущая «снизу» инициативность общественных организаций стимулирует социальный прогресс и процесс разработки правительственной политики.

© Семёнов А.А., 2014 351 В 1965 году количество НГО в Китае составляло 100 на общенациональном и 6 тысяч на региональном уровне.

Согласно статистике Министерства гражданской администрации КНР, в Китае в 1992 году на общенациональном уровне было уже зарегистрировано 1270 общественных организаций, на местном — 154 тысячи [10]. К 1996 году эти цифры составили 1800 и 200 тысяч соответственно.

Согласно данным, приводимым газетой Жэньминь жибао в связи с окончанием 9 ноября 2002 года работы шанхайского международного симпозиума по вопросам развития и управления народными организациями, в Китае было зарегистрировано более 230 тысяч таких организаций [4]. К концу 2006 года было зарегистрировано уже более 354 тысяч НГО, а к 2012 году — около полумиллиона [9]. Это при том, что по оценке министерства около 90% работающих в Китае НГО официально не зарегистрированы [16].

По оценкам Всемирного банка, в 2004 году в Китае было более миллиона незарегистрированных общественных организаций, а на текущий момент эта цифра оценивается в 3 миллиона.

Столь резкий рост числа общественных организаций после «культурной революции» можно объяснить тем, что частные лица и группы граждан получили возможность самоопределиться в обществе и участвовать в его жизни на «горизонтальном» уровне. Увеличение числа НГО в современном Китае показывает, что они заполняют социальное пространство, которое правительственный и деловой секторы заполнить не могут [11]. НГО также хорошо развиваются в тех сферах, где правительство не работает достаточно эффективно.

Так, НГО в Китае предоставляют широкий спектр социальных услуг в сферах образования, здравоохранения, борьбы с нищетой, услуг для инвалидов и престарелых, защиты окружающей среды, профилактики ВИЧ и СПИДа, защиты прав трудящихся и т.д. Правительственный политический контроль над НГО остаётся жёстким.

Однако, несмотря на то, что уровень самостоятельности, независимости и добровольности общественных организаций Китая в настоящее время в целом всё ещё довольно низок, тенденция развития общественных институтов уже обозначила направление своего развития.

Пространство, которое занимают НГО, растёт, и акторы, и формы, которые принимают их действия, становятся всё более разнообразными даже в условиях авторитарной политической системы. Свидетельством этому является быстрый рост числа частных фондов, новые формы благотворительности и растущее использование защиты общественных интересов [12]. Негосударственная организация — это организация, не являющаяся частью государства.

Среди особенностей НГО обычно выделяют то, что НГО — это самоуправляющееся юридическое лицо, не 352 являющееся коммерческой структурой, существующее на добровольной основе и являющееся относительно независимым.

Характерной особенностью китайских НГО, в отличие от массовых общественных организаций, является следующее: они имеют меньшее членство, небольшое оплачиваемое руководство, в их составе много добровольцев. Эти организации формируются на базе общих взглядов и интересов, иногда этнических и религиозных.

Их бюджеты формируются в основном за счёт членских взносов и добровольных пожертвований.

В китайской социологической и общественно-политической литературе наиболее точным термином для НГО является фэйгуаньли цзучжи — некоммерческие организации, принадлежащие к третьему сектору экономики, в отличие от предприятий государственных и предприятий коммерческих структур. К некоммерческим организациям относятся народные организации миньцзянь цзучжи (термин, официально принятый для определения НГО), неправительственные организации фэйчжэнфу цзучжи, общественные организации шэ туань и гражданские непроизводительные объединения (институты) минь бань фэйцие даньвэй [19].

Тем не менее, единая классификация для НГО в Китае окончательно не выработана.

Ряд учёных делит эти организации в соответствии с выполняемыми ими функциями на «базовые» и «вспомогательные». К первым относятся профсоюзы, кооперативы и т.д., в то время как задачей вторых является обслуживание «базовых» НГО.

Другие видят различия между НГО в уровне их взаимоотношений с властями, предлагая три категории: созданные правительством (также известны как GONGO -government organized non-governmental organization), полуправительственные и неправительственные организации. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Неправительственные общественные организации Китая, являясь в значительной степени продуктом национальных реформ, содержат в себе многие черты переходного периода.

Их создание, юридические рамки функционирования, цели и задачи имеют специфический характер (см.: [7, с. 214]). Китайские негосударственные организации находятся на стадии становления, обладают характеристиками, свойственными переходному периоду, ещё не полностью приобретя такие черты, как самостоятельность, добровольность, независимость от правительства, свойственные их западным аналогам. Большинство негосударственных организаций зародились только к 80-х гг.

и насчитывают лишь десятилетнюю историю и ещё находятся в процессе изменения и развития. Формирование и развитие НГО в Китае обусловлено интересами и приоритетами новых социальных слоёв, групп, страт общества, 353 имеющих существенный разрыв в уровне доходов. Эти различия объективно могут создавать определённые социально-экономические «нестыковки».

Негосударственные организации современного Китая развиваются неравномерно, велика разница в статусе и степени общественного, экономического, политического влияния между различными негосударственными организациями [6].

Большинство китайских негосударственных организаций созданы правительством, а также принимают правительственное руководство. За управление и контроль над НГО, работающими в Китае, отвечает Административное бюро по неправительственным организациям Министерства гражданской администрации КНР.

Министерство определяет НГО как

«организации, образуемые гражданами-добровольцами, которые осуществляют деятельность, направленную на реализацию общих устремлений своих членов в соответствии с уставом организации»

, к которым относятся «торговые ассоциации, общины, торгово-промышленные организации, правозащитные организации, фонды, академические и исследовательские ассоциации и общества дружбы» [13]. Действующая структура государственного управления нередко становится причиной затруднений и путаницы в вопросах, связанных с определением роли и функций государственных структур, приводя либо к ненужному дублированию в деятельности различных департаментов, либо к проволочкам и уклонению от выполнения задач, что в итоге препятствует созданию и деятельности частно-государственных партнёрств и эффективному взаимодействию государственных структур, частного бизнеса и НГО. Действующие правила регистрации НГО требуют наличия в этих организациях двухуровневой системы управления.

Для официальной регистрации в Министерстве по гражданским делам и его региональных управлениях НГО должны заручиться поддержкой соответствующего государственного агентства (линейного учреждения). Получить официальную регистрацию в Министерстве по гражданским делам НГО могут только в том случае, если они организационно связаны с таким спонсором из числа государственных организаций.

По установленным правилам, госучреждение-поручитель также должно осуществлять контроль и ежегодную оценку деятельности своего «дочернего» НГО. Таким образом, регистрация негосударственных организаций ставится в тесную зависимость от органов власти, что, с одной стороны, значительно облегчает государственный контроль и управление деятельностью НГО, а с другой — сдерживает развитие негосударственного сектора Китая [3].

354 Большинство НГО в Китае относятся к одной из трёх следующих правовых форм: общественные объединения, неправительственные (некоммерческие) организации или фонды. Общественные объединения — организации с членством на добровольной основе, действующие в основном на местном уровне, такие как академические ассоциации, торговые организации, профессиональные ассоциации, или группы, которые имеют некоторые общие интересы. Неправительственные, некоммерческие организации определяются как организации или предприятия, не принадлежащие государству, которые предоставляют различные социальные услуги населению.

Они включают организации социального обеспечения, больницы, школы, профсоюзы, организации культурно-развлекательного характера и научно-исследовательские учреждения.

Фонды определяются как неправительственные организации, которые управляют и распределяют средства, пожертвованные внутренними и внешними источниками. Китайское законодательство требует, чтобы все НГО регистрировались в Министерстве гражданской администрации КНР. Регистрируются общественные объединения в зависимости от уровня (всекитайского, провинциального и т.д.) органами гражданской администрации Государственного совета или местных народных правительств.

Общественное объединение должно насчитывать не менее 50 индивидуальных либо индивидуальных и коллективных членов; если членство только коллективное, то коллективных членов должно быть не менее 30. Для того, чтобы зарегистрироваться, негосударственная организация должна выполнить требования Закона о регистрации и администрации общественных организаций, среди которых постоянное местонахождение организации и её штатных сотрудников. Фонд деятельности общенационального общественного объединения должен располагать не менее 100 тыс.

юаней, местного или межрегионального — не менее 30 тыс.

Одно из оснований для отказа в регистрации заключается в том, что в пределах региона уже существует сходное или аналогичное по направленности общественное объединение и нет необходимости ещё в одном. В случае нарушения правил, регистрация аннулируется, причём возможность судебного оспаривания такого решения не предусмотрена [1, с. 145]. В конце 2013 года вступают в силу изменения в законодательстве, касающиеся текущего процесса регистрации НГО в Китае [14].

Новые правила позволят упорядочить процесс регистрации.

В рамках новых правил для желающих зарегистрироваться НГО больше 355 iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . не потребуется двойной процесс регистрации.

Новый процесс регистрации позволит осуществлять прямую регистрацию по четырём следующим категориям: • промышленные ассоциации, • благотворительные организации, • организации, занимающиеся общественными услугами, • организации, занимающиеся вопросами развития науки и техники. Организации, попадающие под критерии этих четырёх категорий, будут регистрироваться напрямую Министерством гражданской администрации КНР без предварительного рассмотрения и утверждения другими регулирующими органами, без госучреждения-поручителя.

В настоящее время 85% зарегистрированных в Китае, подходят под определения обозначенных четырёх категорий.

Данная поправка в законодательство также сформулировала правила для создания филиалов зарубежных НГО или НГО, создаваемых китайскими эмигрантами на материковой части Китая. Для них предусмотрены исключения из этого нового оптимизированного процесса регулирования.

Следующие типы НГО всё ещё будут обязаны проходить предварительную регистрацию и утверждение другими регуляторами (госучреждениями-поручителями): • религиозные организации, • НГО, занимающиеся политической деятельностью, • юридические представительства, • представительства иностранных НГО.

В некоторых провинциях и городах Китая, таких как Гуандун и Шанхай, проводятся эксперименты с этими новыми правилами, чтобы увидеть, как они могут быть более эффективно реализованы. Эти новые правила могут дать дополнительный импульс развитию и увеличению количества благотворительных организаций и НГО Китая, дав возможность тысячам незарегистрированных в настоящее время китайских НГО войти в систему и начать работать на территории Китая легально. Правительство КНР в целом видит НГО как необходимый компонент общества и в последние годы улучшает условия работы для организаций, занимающихся социальными проблемами.

В последние годы акцент в работе с общественными организациями был сделан на пропаганде курса на создание в Китае общества сяокан («средней зажиточности») и да тун («великого единения») [5]. КПК стремится к более тесному сотрудничеству с общественными организациями с 356 целью не только улучшить организационную и финансовую стороны деятельности НГО, но и привлечь к работе по координации взаимодействия с ними более молодых и более образованных членов партии, что соответствует общей тенденции омоложения кадрового состава. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Тенденции развития НГО в Китае в значительной степени обусловлены политическими изменениями, стимулирующими возникновение новых социальных сил в виде общественных организаций и добровольных гражданских объединений.

Постепенное расширение «низовой демократии», одной из форм которой, по замыслу китайских властей, призваны стать общественные организации, является первостепенной задачей политического реформирования, где критериями успешности выступают стабильность внутриполитической ситуации, укрепление единства нации и улучшение жизни народа. Развитие деятельности общественных организаций КНР на современном этапе носит не стихийный, а поступательный характер.

Роль государства в данном процессе сводится к управленческой и контролирующей функциям, направленным на стимулирование развития китайских общественных организаций и недопущение деятельности иностранных неправительственных объединений.

Важная роль в преодолении негативных явлений, коренящихся в повседневной жизни общества, принадлежит именно общественным организациям.

Такой прагматичный подход к гармонизации взаимоотношений между властью и обществом в значительной степени основывается на некоторых положениях теории Юргена Хабермаса об оздоровлении социального организма путём развития автономных и неполитизированных социальных организмов в современных государствах [2, с. 90]. С одной стороны, государство должно минимизировать своё участие в экономике и общественной жизни, сосредоточив усилия на продвижении вперед идеи модернизации.

С другой, -общественным акторам следует проникнуться ответственностью за проведение реформ, создание неправительственных организаций и возглавить процесс строительства гражданского общества «снизу».

Система негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений должна выполнять функцию обратной связи между субъектом и объектом государственного менеджмента, между теми, кто принимает решения, от которых зависит жизнь и благополучие большинства граждан, и этим большинством, тем самым корректируя экономическую политику в целях повышения её социальной эффективности.

При этом общественные организации могут оказывать влияние и на экономические процессы в целом как социальная система, и в 357 частности — с помощью специфических организаций, непосредственно связанных с экономической жизнью общества (например, профсоюзов, профессиональных ассоциаций и т.п.) [8].

Литература 1. Ганшин В.Г. Китай и его соседи: на пути к гражданскому обществу (особенности и закономерности формирования основ гражданского общества в Китае и некоторых странах АТР). М.: Ин-т Дал. Востока РАН, 2004. 2. Ганшин В.Г. Роль интернета в процессе формирования гражданского общества в КНР // Проблемы Дальнего Востока.

2010, № 4. С. 84-92. 3. Законодательные и экономические условия деятельности частно-государственных партнёрств в Китае. URL: http://www.hivpolicy.ru/bestpractices/ index.php?id=133 4.

Китай на пути к гражданскому обществу. Мнение экспертов. URL: www.kitaipodarok.ru/mykitai/index.php/kitai/2011-12-04-11-49-41/1002-2011-12-04-16-55-33 5.

Лузянин С.Г. «Ветры свободы над Поднебесной». Голос России. URL: http://rus.ruvr.ru/2011/12/27/62973687.html 6. Рахманов А.И. Гражданское общество в Китае.

Развитие. Проблемы. URL: http://rosnarod.ru/main/grazhdanskoe-obschestvo/v-mire/problemy/grazhdan skoe-obschestvo-v-kitae-razvitie-problemy.html 7. Семёнова Н.К.

«Неправительственные организации КНР — ростки демократии»

/ «Синхайская революция и республиканский Китай — век революций, эволюции и модернизации». Сборник статей. М.: Институт востоковедения РАН, 2013.

С. 209-222. 8. Хабермас Ю. Демократия.

Разум. Нравственность. (Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.) М., 1992. 9. China Daily, 20.03.2012. Number of NGOs in China grows to nearly 500,000.

URL: http://www.chinadaily.com.cn/china/2012-03/20/content 14875389.htm iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 10. China NPO.

(2007). 2006 Civil organizations statistics.

URL: http:// www.chinanpo.gov.cn/web/showBulltetin.do?id=27550&dictionid=1839&catid= 11. Economist Intelligent Unit. (2003, September 15). Business China: Fortnightly report to managers of China operations // The Economist, 26(19) 12.

Feng Xiaoming. China’s Charitable Foundations: Development and Policy-Related Issues, Stanford Center for International Development. URL: http://siepr.stanford.edu/?q=/system/files/shared/documents/485 XiaomingFeng.pdf 13.

Lau, Clement Chu S. (2009), «The Role of NGOs in China». URL: http://www.lsus.edu/Documents/0ffices%20and%20Services/Community0utrea ch/JournalOfldeology/NGOsinChinaarticle.pdf 14. NGOs in China: Growth prospects amid social and regulary challenges, 23.08.2013.

URL: http://www.sjgrand.cn/ngos-china-growth-prospects-amid-social-and-regulatory-challenges 15. Qin, H. NGO in China: The third sector in the globalization process and social transformation. URL: http://web.mit.edu/chinapolicy/www/seminars/4 21 04 ngo.pdf 16.

Unleashing the NGOs // Beijing Review, 2005, No. 43. Pp. 4-9. 358 17. Ван Мин, Лю Гохань, Хэ Ляньцзы.

Чжунго шэтуань гайгэ (Реформа китайского общества).

Пекин, 2001. Semenov Alexey Chinese NGOs at present Economic growth in China contributed to the social transformation of Chinese society.

Changes in the political and legal environment have stimulated the formation of non-governmental organizations. NGOs have become an integral part of Chinese society.

Their number is growing rapidly and shows impressive growth dynamics. Individuals and groups of citizens were able to gain independence in the community and participate in its life on the «horizontal» level. Increasing the number of NGOs in China today shows that they fill the social space, which the government and the business sector cannot fill.

Government political control over NGOs is tough enough. However, at the end of 2013 shall come into force amendments to the legislation that streamline and greatly simplify the process of registration of NGOs in China. 359

АСЕАН – экономическая организация юго-восточной Азии

Одним из наиболее наглядных примеров региональной международной организации является АСЕАН.

Она объединяет 10 стран Юго-Восточной Азии.

Датой образования ассоциации считается 1967 год.

Задачей АСЕАН является расширение сотрудничества между странами с целью создания в юго-азиатском регионе зоны экономического благополучия.