Судебная система кыргызской республики состоит из



Судебная система. Органы контроля. Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд


125 Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и местные суды (суды областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды).

Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Киргизии.

Высший арбитражный суд и арбитражные суды областей и города Бишкека составляют единую систему арбитражных судов. Они разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею споры между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Весь состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда избирается Собранием народных представителей по представлению Президента Республики сроком на 10 лет. Президент лично назначает судей всех местных судов, а в определенных случаях может также освободить их от должности; первоначально судьи местных судов назначаются сроком на три года, а впоследствии — на семь лет. Основы системы арбитражных судов изложены в Законе «О системе арбитражных судов Кыргызской Республики», принятом 1 декабря 1997 г., Арбитражно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики 1996 г.

(с изменениями от 1 декабря 1997 г.). Правовое положение судов в целом определено Конституционным законом «О статусе судов Кыргызской Республики» от 8 октября 1999 г., судов общей юрисдикции — Законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» от 24 апреля 1999 г. Согласно последнему из вышеуказанных законов в Кыргызской Республике действуют Военный суд КР на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов.

Военные суды отправляют правосудие в Вооруженных силах КР, в органах и формированиях, где законодательством предусмотрена военная служба, а также рассматривают дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом.

Военный суд является судом апелляционной инстанции и действует в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам. Наряду с государственными в Кыргызстане имеются и общественные суды. В соответствии с Конституцией (ст.85) по решению собрания граждан, местных кенешев или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды.

Они рассматривают переданные им (по взаимному согласию сторон) имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела, с целью достичь примирения сторон и вынести справедливое, непротиворечащее закону решение. Решения судов аксакалов и третейских судов могут быть обжалованы в соответствующие суды районов и городов КР.

Кыргызстан стал первой союзной республикой в бывшем СССР, изменившей свою Конституцию в целях упразднения Комитета конституционного надзора и учреждения вместо него Конституционного суда. Полный состав Конституционного суда — 9 человек — избирается Собранием народных представителей и Законодательным собранием по представлению Президента Республики сроком на 15 лет. Законодательство о Конституционном суде включает Закон «О Конституционном суде Кыргызской Республики» и Закон «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики», принятые 18 декабря 1993 г.

Однако по ряду причин организационного характера Конституционный суд не занимался рассмотрением дел вплоть до 9 ноября 1995 г. Конституционный суд Кыргызстана выполняет следующие функции: 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией; 2) решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции; 3) дает заключение о правомерности выборов Президента; 4) дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента, а также судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; 5) дает согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; 6) дает заключение по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции; 7) отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции; 8) принимает решение о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан.

Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Прокуратура Кыргызстана представляет собой единую и централизованную систему, на которую Конституция (ст.78) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов в пределах ее компетенции.

Другая ее конституционная функция — уголовное преследование и участие в рассмотрении дел в суде в порядке, предусмотренном законом.

Работа прокуратуры регулируется Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики» от 18 декабря 1993 г.

(с изменениями от 21 ноября 1997 г). Генеральный прокурор назначается с согласия Собрания народных представителей и освобождается от должности Президентом. Заместители генерального прокурора, прокуроров областей и города Бишкека, а также военные прокуроры — все назначаются и освобождаются от должности Президентом.

Адвокатами могут быть только граждане Кыргызской Республики. Порядок ведения адвокатской деятельности регулируется Законом «Об адвокатской деятельности», принятым 21 октября 1999 г. Сама адвокатура продолжает руководствоваться Положением об адвокатуре в Киргизской ССР, утвержденным 11 ноября 1980 г.

Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляет Омбудсман (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, должность которого была введена Законом «Об Омбудсмане (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля 2002 г.

Омбудсман избирается на должность Законодательным собранием Жогорку Кенеша тайным голосованием сроком на 5 лет. Лаос125 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Основных причин три.: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Судебная власть кыргызской республики

Стр 6 из 6Статья 93 1.

Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. 3. Судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. В составе Верховного суда действует Конституционная палата.

Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Организация и порядок деятельности судов определяются законом. Статья 94 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам. 2. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

2. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления.

3. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия.

Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом. 4. Судья обеспечивается соответственно его статусу социальными, материальными и иными гарантиями его независимости.

5. Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. 6. Судьи Верховного суда избираются до достижения предельного возраста. 7. Судьи Верховного суда из своего состава избирают председателя Верховного суда и его заместителей сроком на 3 года.

Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Верховного суда два срока подряд. Порядок избрания и освобождения председателя Верховного суда и его заместителей определяется законом.

8. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по отбору судей в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем — до достижения предельного возраста. Порядок представления и назначения судей местных судов определяется конституционным законом. Собрание судей местного суда из своего состава избирает председателя, заместителя председателя суда сроком на 3 года.

Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя местного суда два срока подряд в одном и том же суде.

9. Статус судей Кыргызской Республики определяется конституционным законом, которым могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должности судей Верховного суда и местных судов. Статья 95 1. Судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным.

Нарушение требований безупречности поведения судей является основанием для привлечения судьи к ответственности в порядке, определяемом конституционным законом. 2. Судьи Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей. 3. В случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства полномочия судьи прекращаются органом, его избравшим или назначившим, со дня появления основания в соответствии с конституционным законом.

4. Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию) осуществляются Советом по отбору судей в порядке, определяемом конституционным законом. 5. Отстранение и освобождение от должности судей местных судов осуществляются Президентом по предложению Совета судей в случаях и порядке, определяемых конституционным законом.

6. Привлечение судей всех судов Кыргызской Республики к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Совета судей в порядке, определяемом конституционным законом.

7. Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно. 8. Организация и деятельность Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются законом.

Статья 96 1. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом.

2. Пленум Верховного суда в составе председателя Верховного суда и коллегий Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики. 3. Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Статья 97 1. Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль.

2. Судьей Конституционной палаты Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. 3. Судьи Конституционной палаты Верховного суда из своего состава избирают председателя, заместителя председателя сроком на 3 года. 4. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Конституционной палаты Верховного суда два срока подряд.

5. Судьи Конституционной палаты Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента на основании предложения Совета судей. 6. Конституционная палата Верховного суда: 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции; 2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика; 3) дает заключение к проекту закона об изменениях в настоящую Конституцию.

7. Каждый вправе оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией. 8. Решение Конституционной палаты Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит. 9. Установление Конституционной палатой Верховного суда неконституционности законов или их положений отменяет их действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других нормативных правовых актов, основанных на законах или их положениях, признанных неконституционными, за исключением судебных актов.

10. Судебные акты, основанные на нормах законов, признанных неконституционными, пересматриваются судом в каждом конкретном случае по жалобам граждан, чьи права и свободы были затронуты. 11. Состав и порядок формирования Конституционной палаты Верховного суда, избрания и освобождения председателей, заместителя председателя Конституционной палаты, а также порядок осуществления конституционного судопроизводства определяются конституционным законом. Статья 98 1. Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей.

Финансирование судов производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. 2. Бюджет судебной системы формируется судебной властью самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной ветвями власти включается в республиканский бюджет. Статья 99 1. Разбирательство дел во всех судах осуществляется открыто.

Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Решение суда объявляется публично.

2. Заочное разбирательство уголовных или иных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 4. Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке.

5. Процессуальные права участников судебного процесса, в том числе право на обжалование решений, приговоров и других судебных актов, а также порядок их осуществления определяются законом.

Статья 100 1. Вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, должностных и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики. 2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность.

2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению судебных актов, а также вмешательство в деятельность судов влекут установленную законом ответственность. Статья 101 1. Суд не вправе применять нормативный правовой акт, противоречащий настоящей Конституции.

2. Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, суд направляет запрос в Конституционную палату Верховного суда. Статья 102 1. Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление. 2. Органами судейского самоуправления в Кыргызской Республике являются съезд судей, Совет судей и собрание судей.

Съезд судей является высшим органом судейского самоуправления. Совет судей является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей и осуществляющим защиту прав и законных интересов судей, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.

Собрание судей является первичным органом судейского самоуправления. 3. Организация и порядок деятельности органов судейского самоуправления определяются законом. Статья 103 Правосудие отправляется бесплатно в предусмотренных законом случаях, а также в любом случае, когда участвующие в судебном разбирательстве лица предъявят доказательства, что не имеют достаточных средств для его ведения.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ Статья 104 Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается: 1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; 2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, следствие; 3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; 4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; 5) поддержание государственного обвинения в суде. 6) уголовное преследование должностных лиц государственных органов. Статья 105 Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования.

Статья 106 Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике.

Статья 107 Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности. Статья 108 Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).

Статья 109 Организация и порядок деятельности государственных органов, указанных в настоящем разделе, а также гарантии их независимости определяются законами. РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Статья 110 1. Местное самоуправление — гарантированное настоящей Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

2. Местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц. 3. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами граждан непосредственно либо через органы местного самоуправления. 4. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного, а также республиканского бюджета.

5. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются с соблюдением принципов прозрачности, участия общественности, подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом. Статья 111 1. Систему органов местного самоуправления образуют: 1) местные кенеши — представительные органы местного самоуправления; 2) айыл окмоту, мэрии городов – исполнительные органы местного самоуправления. 2. Исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.

Статья 112 1. Депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с соблюдением равных возможностей в порядке, установленном законом. 2. Главы исполнительных органов местного самоуправления избираются в порядке, установленном законом. 3. Местные кенеши в соответствии с законом: 1) утверждают местные бюджеты, контролируют их исполнение; 2) утверждают программы социально-экономического развития местного сообщества и социальной защиты населения; 3) вводят местные налоги и сборы, а также устанавливают льготы по ним; 4) решают иные вопросы местного значения.

Статья 113 1. Государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия местного самоуправления. 2. Органам местного самоуправления могут быть делегированы государственные полномочия с передачей материальных, финансовых и иных средств, необходимых для их осуществления. Государственные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления на основании закона или договора.

По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность перед государством и его органами за исполнение законов, перед местным сообществом — за результаты своей деятельности. 4. Органы местного самоуправления вправе обращаться за судебной защитой в связи с нарушением их прав.

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ6 

Судебная система в Кыргызской Республике.

Своеобразие организации судебной власти в различных странах отражается прежде всего в различных моделях их судебных систем.

Государственные судебные сис­темы — представляют собой сложные разноуровневые иерархические структуры, в ко­торые входят различные виды автономных судов, находящиеся в более или менее тесной и разветвленной взаимосвязи. В странах с англосак­сонской правовой системой обычно существует единая система судов, возглавляе­мая единым верховным судом, на который выходят различные ветви судебной власти. Странам же континентально-европейской (романо-германской) правовой системы свойственна поли­системность в организации судебной власти, так как в них отсутствует единая система судов, а существует несколько специализированных и автономных систем судов, каждая из которых имеет свои высшие суды.

К примеру, Конституция ФРГ, например, наряду с Федеральным Конституци­онным судом, предусматривает создание еще пяти высших судов для отправления правосудия в области общей, административной, финан­совой, трудовой и социальной юрисдикции: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федерального финан­сового суда, Федерального трудового суда и Федерального социально­го суда (ст. 95).

«Судебная система, закрепленная в Конституции КР, — это совокупность судебных учреждений – судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией»

[Сооданбеков, с.372]. Действующая судебная система строится применительно к административно-территориальному устройству Кыргызской Республики.

Военные суды создаются с учетом организации Вооруженных сил Кыргызской Республики, поэтому она организована независимо от административно-территориального устройства страны.

Как известно, судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие. Связано это с тем, что первое может закончиться и без осуществления правосудия. В настоящее время сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства.

К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство.

Данные виды судопроизводства установлены Конституцией КР: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства (п.2 ст.93). П.3. ст. 93 Конституции установлено, что судебная система Кыргызской Республики состоит из Верховного суда и местных судов.

Кроме того в составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст.

93). Таким образом, суды, составляющие судебную систему Кыргызской Республики, подразделяются на Верховный суд и суды общей юрисдикции (гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство, административное судопроизводство); конституционное судопроизводство же осуществляется Конституционной палатой в составе Верховного суда; законом могут также учреждаться специализированные суды. К судам общей юрисдикции относятся наряду с Верховным судом КР Бишкекский городской, областные и районные суды.

В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Особую ветвь образуют военные суды.

Их не относят к числу судов общей юрисдикции, так как им подведомственны только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих. Это специализированные суды, состоящие из Военного суда Кыргызской Республики на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов.
Это специализированные суды, состоящие из Военного суда Кыргызской Республики на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов.

Военный суд осуществляет правосудие в Вооруженных силах Кыргызской Республики, организациях и формированиях, в которых законодательством КР предусмотрена военная служба, а также рассматривает дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом.

Военный суд образуется Президентом Кыргызской Республики. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляет Министерство обороны Кыргызской Республики.

Помимо деления судов на звенья законодательством предусмотрено деление их на судебные инстанции. Каждое судебное дело может быть рассмотрено в предусмотренной законом последовательности в нескольких судах, которые отличаются друг от друга объемом, характером судебных полномочий по судебному рассмотрению и компетенцией.

Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем может быть определена на основе анализа не только положений Конституции Кыргызской Респцублики, но и ряда других законодательных актов: Закона «О Верховном суде и местных судах общей юрисдикции» от…, Конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» от 9 июля 2008г., Из конституционных положений и положений законодательных актов можно резюмировать, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть.

Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименованиях которых присутствует слово «суд» (Н., суд аксакалов, Совет судей, Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, Съезд судей), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих такие полномочия, как правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.24 

Становление и развитие судебной системы в Кыргызской Республике (1991–2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

Исторический опыт Типеров А. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (1991-2012 гг.) В статье рассмотрено становление судебной системы Кыргызстана в постсоветский период.

Ключевые слова: судебная система, Кыргызская республика, судопроизводство.

Tiperov A.V. FORMATION AND DEVELOPMENT OF JUDICIAL SYSTEM IN THE KYRGYZ REPUBLIC (1991-2012) In article questions of formation of judicial system of Kyrgyzstan during the Post-Soviet period are considered. Keywords: judicial system, Kyrgyz republic, legal proceedings. Закономерным развитием кыргызского государства стало принятие 15 декабря 1990 г.

«Декларации о государственном суверенитете», в которой Кыргызстан объявлялся независимым, суверенным государством. Позже Постановлением № 577-Х11 Верховного Совета Кыргызской Республики от 31 августа 1991 г. был принят

«Декрет о государственной независимости Республики Кыргызстан»

.

Государство само могло развивать свою «государственную машину», одним из институтов которой является судебная система.

Через нее государство реализует свою волю, принимая законы и следя за их выполнением. Закономерное развитие государства вело к развитию судебной системы.

Судебная система Киргизской ССР сформировалась в советский период. Она строилась согласно административно-территориальному устройству республики, как трехзвенная, состоящая из Верховного суда Киргизской ССР, местных судов двух инстанций (суд первой инстанции — районные суды, районные суды в городе, городские суды, военные суды гарнизонов; суд второй инстанции — областные суды, Бишкекский городской суд, Военный суд Киргизской ССР). Судебная система в Кыргызской Республике была создана с принятием Конституции КР 1993 г.

Были созданы Конституционный суд КР и Высший Арбитражный суд КР.

Все суды после этого можно было структурировать в три подсистемы (блока).

В первый вошел Конституционный суд КР, во второй — Верховный суд КР и суды общей юрисдикции, в третий — Высший Арбитражный суд и система арбитражных судов. Правовой базой становления судебной системы в Кыргызской Республики стали следующие нормативные документы: Конституция Кыргызской Республики, принятая 5 мая 1993 г.

парламентом страны. В частности, в статье 79 говорилось: «1.

Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только народом. 2. Судами Кыргызской Республики являются Конституционный суд Кыргызской Республики, Верховный суд Кыргызской Республики и местные суды (суды областей, г. Бишкек, арбитражные суды областей и г.

Бишкек, военные суды), создание и учреждение чрезвычайных и специальных судов и должностей судей не допускается». Арбитражный суд сначала был отнесен к местным судам, а затем выделен в отдельный блок.

«Структура всей судебной системы Кыргызской Республики в целом и ее подсистем определена в Конституции КР и законах «О Конституционном суде КР»

, «О Конституционном судопроизводстве в Кыргызской Республике»1.

Кроме этого были приняты Закон «О Верховном суде Кыргызской Республики и местном суде общей юрисдикции», Конституционный закон «О статусе судов Кыргызской Республики» и Закон «О системе арбитражных судов в Кыргызской Республике». В Главе VI Конституции 1993 г. определено место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, и место всех других судов.
определено место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, и место всех других судов.

Определен статус Конституционного суда КР, сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов.

Этот суд занимает особое место2. Конституционному суду КР напрямую не подчинялись никакие суды, хотя его решения имели существенное значение для всех других судов Кыргызстана и тем самым влияли на судебную практику.

Пример тому — обращение в Конституционный суд КР в 2008 г.

о неконституционности подпункта 4 пункта 1 ст.

41 Закона КР «О верховном суде Кыргызской Республики.» и его противоречии пункту 4 ст.

15 и пункту 1 ст. 18 Конституции КР. Этот подпункт гласил, что судебные дела с жалобами и представлениями, поступавшие в ВС КР, «за исключением судебных дел, по которым при 1 Мырзалимов Р.М. Понятие и сущность Конституционного правосудия // Вестник КГНУ.

— Бишкек, 2000. — С. 3-6. — (Серия 5). 2 Бекназаров А. Об усилении судебной власти // Право и предпри- нимательство. — 2000. — № 6. — С. 3. повторном обращении с жалобами отказано в возбуждении надзорного производства в Верховном суде КР, в соответствии с положениями законов Кыргызской Республики, действовавшими в силу настоящего Закона», не могли быть рассмотрены.

После отмены данного подпункта граждане Кыргызской Республики повторно подавали жалобы в Верховный суд КР, и они были рассмотрены в надзорном производстве. По Конституции КР 1993 г. Верховный суд КР и Высший Арбитражный суд КР имели свои подсистемы. В статье 33 Закона КР

«О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции»

указывалось: «Верховный КР и местные (районные, городские суды, военные суды гарнизонов, областные суды, Военный суд КР, Бишкекский городской суд), осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным и административным делам, составляют систему судов общей юрисдикции»3.

Иногда эти суды называют общими, или гражданскими, судами.

Особую ветвь во втором блоке образуют военные суды. Их не относят к числу общих гражданских судов, поскольку им подведомственны только те дела, которые затрагивают интересы военнослужащих, вооруженных сил и других воинских структур. Их компетенция определялась ст.

47 Закона КР

«О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции»

.

В законе указывалось:

«В Кыргызской Республике действуют Военный суд Кыргызской Республики на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов»

. Систему арбитражных судов Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией 1993 г. (и последующими изменениями) образовали: Высший Арбитражный суд Кыргызской Республики, арбитражные суды областей и г.

Бишкек (ст. 84 Конституции КР 1993 г.).

Конституционный суд КР занимал обособленное положение в кыргызской судебной системе. Заложенная в указанных законах 1993 года модель Конституционного правосудия соответствует континентальной классической форме конституционного контроля.

Именно с этих позиций необходимо рассматривать Конституционный суд в Кыргызской Республике — высший орган судебной власти по защите Конституции, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Это был начальный период судебной реформы. Многие судьи и ученые-правоведы полагали, что существующая судебная система в Кыргызской Республике довольно проста, но она «не соответ- 3 Бюллетень Верховного суда КР.

— 1999. — № 1 (17). ствует понятию единства, так как имеется несколько видов судов, нет единого высшего судебного органа. Тем не менее, можно говорить о ней как о единой системе судебных органов»4.

Все это привело ко второму этапу судебной реформы, внесшему значительные изменения в судебную систему Кыргызской Республики, которые в научной литературе получили название «Структурное реформирование».

Оно началось в 2004 году. Произошел процесс интеграции арбитражных судов и судов общей юрисдикции. В Верховном суде Кыргызской Республики были созданы коллегии по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Председатели коллегий стали заместителями председателя ВС КР. Такие же коллегии были созданы при областных судах в Бишкекском городском суде.

К судам первой инстанции добавился Межрайонный суд по экономическим делам, ему же были переданы функции рассмотрения административных дел. К.Э. Осмонов отмечает: «Вхождение Высшего Арбитражного суда КР в состав Верховного суда, интегрирование арбитражных судов, областей и г. Бишкек в структуру местных судов общей юрисдикции прекратили споры о подсудности дел, создали благоприятные условия для граждан, обращающихся в суды.

Я выделил три основные проблемы, которые, в общем-то, были решены интеграцией арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Первая проблема заключалась в отсутствии единой судебной практики вышеобозна-ченных судов. Создавалось впечатление, что судьи арбитражных и общих судов по-разному читают один и тот же закон.

Естественно, объединение судов, и прежде всего Верховного и Высшего Арбитражного, устраняет данную проблему, поскольку на Пленум Верховного суда возлагается выработка единства судебной практики.

Вторая проблема, как уже было сказано, состояла в периодически возникающих спорах о подведомственности дел тем или иным судам.

О какой защите прав можно было говорить, если дело кочевало из одного суда в другой без рассмотрения по существу. Третьей проблемой я бы назвал проблему доступности судебной защиты, которая включает в себя много компонентов: понятие и четкие правила судопроизводства, минимальные судебные расходы, доступность адвокатской помощи и т.

д. В этом ряду не менее важным был вопрос о месте расположения судебного органа, максимально приближенного к спорящим сторонам. В этой в связи, учитывая, что арбитражные суды начинались с областного уровня, эта проблема была решена после слияния судов, поскольку 4 Там же. — С. 178. первая инстанция по экономическим делам перешла в основном в районные суды»5.
— С. 178. первая инстанция по экономическим делам перешла в основном в районные суды»5.

С данным авторитетным мнением бывшего председателя Верховного суда КР К.Э. Осмонова можно согласиться частично. Конечно, передача функции рассмотрения экономических и административных споров в местные суды и создание в их структуре нового суда, т.

е. в первой инстанции — Межрайонного суда по экономическим делам, не проходила гладко, в первые годы возникали споры о подведомственности дел, т.

е. какие дела должны рассматриваться районными судами, а какие — межрайонными судами. Несмотря на то, что в ГПК КР имеются статьи о подведомственности гражданских дел этим судам, потребовались разъяснения и письма судей ВС КР, чтобы решить эту проблему.

В ряде новых редакций Конституции КР (изменения вносились в 1994, 1996, 1998, 2003 и 2007 гг., в настоящий момент действует Конституция 2010 г.) предусматривалась возможность создания специализированных судов. Речь шла о создании административных судов, но все это носило и носит декларативный характер.

Разработан был проект Закона «Об административном суде Кыргызской Республики», но этот Закон не принят, и эти функции сейчас выполняют местные суды, а точнее -Межрайонные суды по экономическим делам. В главе 26

«Особенности гражданского судопроизводства по административным делам»

ГПК КР предусматривается это производство. В «Научнопрактическом комментарии ГПК КР» отмечается: «Согласно ст.

82 Конституции КР административное судопроизводство относится к одной из форм судопроизводства.

При этом действующее законодательство КР не имеет отдельных нормативных правовых актов, регулирующих судопроизводство по административным делам в полном объеме, как это присутствует в конституционном, уголовном, гражданском процессе. В связи с этим п. 1 комментируемой статьи (ст. 259 ГПК КР) устанавливает, что производство по административным делам подчиняется общим правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, устанавливаемых Главой 26 ГПК КР»6.

В ч. 3 ст. 93 Конституции КР 2010 г. указывается: «Судебная система в КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов.

В составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды.

Создание чрезвычайных судов не допускается». iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 5 Осмонов К.Э.

Развитие судебной реформы в Кыргызской Республике // Право и предпринимательство.

— 2004. — № 2. — С. 8. 6 Научно-практический комментарий ГПК КР. — Бишкек, 2011. — С. 461. Это нашло отражение и в Законе КР «О Верховном суде КР и местных судах» от 18 июля 2003 г.

(в редакциях 10 июля 2004 г. — 13 июня 2011 г.

нет упоминания о специализированных судах, но в Конституционном законе КР «О статусе судьей КР» от 9 июля 2008 г. (в последующих редакциях № 6 от 19 января 2010 г., № 162 от 10 августа 2010 г.) в абз.

4 п. 1 ст. 1 говорится о специализированных судах, учрежденных законом). Все это говорит о том, что судебная системам КР будет изменяться и в дальнейшем! Один из ведущих практиков, ученый-правовед, бывший председатель Верховного суда КР К.Э.

Ос-монов так обосновывает это положение: «Вместе с тем хотелось бы отметить, что создать на практике новый суд не так-то просто.

Существуют масса объективных проблем. Это и необходимость решения финансовых и иных материально-технических вопросов, это и подбор судейских кадров, и многое другое.

Поэтому Верховный суд предлагает создание специализированных административных судов осуществить на базе существующих ресурсов судебной системы.

А до их реального учреждения отработать правила и процедуры их деятельности в рамках действующих местных судов. По вопросу создания иных специализированных судов замечу, что не содержит запретов ни Конституция КР, ни действующее законодательство.

И, вполне возможно, отработав все вопросы деятельности административных судов, проанализировав их судебную практику, государство придет к мысли о необходимости учреждения и других судов, имеющих специальную юрисдикцию»7. Третий этап судебной реформы начался в Кыргызстане в 2010 г. При этом основной упор делается на создание новой нормативной базы и отбор судебных кадров.

Реформирование судебной системы привело к логическому заключению — создавать новые суды можно, только создав новую нормативную базу и имея подготовленный кадровый состав судей.

На третьем этапе был расформирован Конституционный суд КР.

Декретом Временного правительства КР от 12 апреля 2010 г. «О расформировании Конституционного суда КР» он прекратил свое существование. В Декрете даны обоснования расформирования Конституционного суда КР.

Вывод сделан однозначный:

«Действия Конституционного суда КР по укреплению власти одного лица привели к событиям 6-7 апреля 2010 года и падению антинародного режима Бакиева К.С.»

. Вместо Конституционного суда КР было решено создать Конституционную палату при Верховном 7 Осмонов К.Э. Указ. раб. — С. 8. суде КР. В ст.

93 ч. 3 Конституции КР записано:

«В составе Верховного суда действует Конституционная палата»

. Но только через год — 13 июня 2011 г. -был принят новый Закон «О Конституционной палате Верховного суда КР».

В данном законе записано, что Конституционная палата ВС КР является высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим Конституционный контроль посредством Конституционного производства (ст. 1 закона). В ч. 3 ст. 53 закона отмечается: «Конституционная палата является правопреемником Конституционного суда КР. Материальные гарантии независимости Конституционного суда, установленные до вступления в силу настоящего Конституционного закона, в том числе и отдельное здание, ранее занимаемое Конституционным судом КР, сохраняется за Конституционной палатой.».

Фактически сменилась только вывеска, изменился некоторый порядок подачи документов. Осталась функция Конституционного контроля посредством Конституционного судопроизводства.

При этом контроль носит централизованный, или, как его еще называют, «европейский», характер. Но сложившийся порядок отбора судьей в Конституционную палату ВС КР привел к тому, что до сих пор не избраны 11 судей: председатель, заместитель председателя и 9 судьей, и Конституционная палата ВС КР до сих пор не приступила к работе. Законом КР «О статусе судьей КР» предусмотрено, что судьи КП ВС КР «избираются Жогор-ку Кенешем по представлению Президента, основанному на предложении Совета по отбору судьей, с учетом гендерного представительства не более 70 % лиц одного пола; судьи КП ВС КР избираются в первый раз сроком на 7 лет, а в последующем до достижения предельного возраста, установленного Конституцией (т.

е. до 70 лет)». Но вот уже более года, процесс отбора судей КП ВС КР не заканчивается, поэтому палата не приступила к работе. Большинство кандидатов в судьи КП ВС КР не проходят отбор у Президента КР. При этом роль играют две ключевые фигуры Администрации Президента КР, а именно ее руководитель и заведующий юридическим отделом — отделом по проведению судебной реформы Администрации Президента КР.

Это еще раз говорит о том, что отсутствует должный баланс между ветвями власти. Из-за административных проволочек и отсутствия должного контроля гражданского общества с апреля 2010 г. в Кыргызстане отсутствует суд, осуществляющий конституционный контроль.

Можно говорить о несовершенстве судебной системы, которая не отвечает мировым стандартам.

О том, какое значение придается в Кыргызстане судебной реформе, говорит тот факт, что при Президенте создан Совет по судебной реформе.

На основании Положения «О совете по судебной реформе при Президенте КР», утвержденного Указом Президента КР от 8 августа 2012 г., Совет по судебной реформе при Президенте КР является совещательным и консультативным органом при Президенте КР по вопросам судебной реформы. Задачи у Совета большие, это прежде всего подготовка предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечение согласованных действий государственных органов по подготовке и принятию нормативных и правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей.

От деятельности этого Совета зависит вся судебная реформа и ее роль в изменении и совершенствовании судебной системы в КР.

Проведение судебной реформы в суверенном Кыргызстане было велением времени.

Социальноэкономические изменения в стране оказали влияние и на «государственную машину», частью которой является судебная система. Судебная система Кыргызстана сохранила «звенья судебной системы», возникшие в советский период, т.

е. районные (городские) суды как основное звено; областные суды, Бишкекский городской суд, военный суд КР как среднее звено и Верховный суд КР как высшее звено. В процессе реформирования возник новый вид в местном судопроизводстве — межрайонные суды по экономическим делам, которым передано и административное производство.

В процессе реформирования судебной системы изменилась сама система. Создан Конституционный суд КР, а затем Конституционная палата при Верховном суде КР. Отбор судей также предусматривает участие не только двух ветвей власти — законодательной и исполнительной, но и гражданского общества.

Дальнейшее проведение реформ приведет к совершенствованию судебной системы, к изменению разновидности судов, возникнут специальные суды. Пристатейный библиографический список 1. Бекназаров А. Об усилении судебной власти // Право и предпринимательство.

— 2000. — № 6. 2. Мырзалимов Р.М.

Понятие и сущность Конституционного правосудия // Вестник КГНУ. — Бишкек, 2000. -(Серия 5). 3. Научно-практический комментарий ГПК КР.

-Бишкек, 2011. 4. Осмонов К.Э. Развитие судебной реформы в КР // Право и предпринимательство.

— 2006. — № 2.

Киргизия / Особенности судебной власти

Согласно ст.

82, правосудие осуществляется только судом. Судебная система Киргизской Республики состоит из конституционного суда, верховного суда и местных судов.

Конституционным законом могут учреждаться специализированные суды. Конституционный суд является высшим органом судебной власти по защите конституции и состоит из девяти судей.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, подсудным местным судам, и осуществляет надзор за их деятельностью в форме пересмотра судебных актов по обращениям участников судебного процесса в предусмотренном законом порядке (ст.

86). Судьи независимы и подчиняются только конституции и законам, обладают правом неприкосновенности, никто не вправе требовать от судей отчёта по конкретному судебному делу (ст. 83). Согласно ст. 91, для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление, органами которого являются съезд судей и совет судей. Судьи конституционного суда и верховного суда избираются Жогорку Кенешем по представлению президента до достижения предельного возраста (ст.

83). При этом к ним выдвигаются высокие профессиональные и другие требования (не моложе 35 лет и не старше 70 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет — для судей конституционного суда; стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет, в том числе судьёй не менее пяти лет, — для судей верховного суда). Судьи местных судов назначаются президентом по представлению национального совета по делам правосудия в первый раз сроком на пять лет, а в последующем до достижения предельного возраста (ст. 83). Судьи конституционного суда и верховного суда досрочно освобождаются от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов по представлению президента (ст.

84). Отбор кандидатур на должности судей местных судов, представление их на назначение и перевод (ротацию), отстранение и освобождение от должности осуществляются национальным советом по делам правосудия, который формируется из числа представителей законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти и общественных объединений (ст.

84).← | Особенности судебной власти | →

    • Особенности судебной власти
  1. Особенности судебной власти

Книга посвящена свершениям и судьбам землепроходцев и мореплавателей, . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года .

Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года .

Центральные органы государственной власти

Прокуратура Кыргызской Республики составляет единую систему и осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; поддержание государственного обвинения в суде; уголовное преследование должностных лиц государственных органов.

Национальный банк осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов в Кыргызской Республике. Счетная палата осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов, внебюджетных средств, использования государственной и муниципальной собственности.

Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляется Акыйкатчы (Омбудсменом).

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».