Сведения о недвижимости уже имеются в государственном кадастре



Сведения о недвижимости уже имеются в государственном кадастре

Статья 6. Геодезическая и картографическая основы государственного кадастра недвижимости

1. Геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее — геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения (далее — опорные межевые сети).2.

Картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее — картографическая основа кадастра) являются карты, планы, создаваемые в определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений формах и масштабах.3.

Геодезическая и картографическая основы кадастра создаются и обновляются в соответствии с . При этом соответствующие сведения о геодезической и картографической основах кадастра, полученные в результате выполнения работ по созданию новых или по обновлению существующих геодезической и картографической основ кадастра, в том числе по созданию новых или по восстановлению утраченных пунктов опорных межевых сетей, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных в результате выполнения указанных работ документов.

4. Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат.

Как получить сведения


Вместо госкадастра в связи с описанными выше изменениями законодательства теперь работает ЕГРН. Соответственно, выписки с 1 января 2017 года не выдаются. Их заменили выписки из ЕГРН. Они содержат ту же необходимую информацию, но объединяют ее из двух реестров в одном документе.

Такая форма работы удобнее и для контролирующего процесс государства, и для обычных пользователей.

Получить информацию можно несколькими способами. 1. В территориальном отделении Росреестра. 2. В МФЦ, путем подачи соответствующего запроса. 3. Через портал Госуслуг. 4. Через официальный сайт Росреестра. Первые два способа предполагают получение выписки лично в бумажном варианте. В 3 и 4 случаях документ выдается удаленно в электронном формате на указанный e-mail.

В 3 и 4 случаях документ выдается удаленно в электронном формате на указанный e-mail.

Оба эти вида имеют одинаковую юридическую силу.

При личном обращении гражданина за выпиской из реестра потребуется предоставить следующие документы:

  1. данные паспорта для подтверждения личности заказчика бумаги;
  2. заявление, составленное в установленной форме;
  3. если выписка заказывается через представителя, то нужна оформленная у нотариуса доверенность на совершение таких действий.
  4. квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины;

При приеме документов специалист Росреестра или МФЦ выдает расписку, в которой указывается дата и место выдачи готовой выписки. Многим удобнее получать сведения из ГКН онлайн через сайт Росреестра или портал Госуслуг. Для этого нужно заполнить типовую заявку, в которой указываются следующие данные:

  1. информация об интересующем недвижимом имуществе, в том числе, тип объекта, его расположение и кадастровый номер;
  2. сведения о правообладателе;
  3. желаемый способ получения выписки.

Государственная пошлина в этом случае оплачивается по безналичному расчету.

Предоставляемая в электронном виде выписка – это заархивированный файл с документом, заверяющимся цифровой подписью регистратора.

По закону сведения из государственного кадастра недвижимости (ЕГРН) предоставляются в течение 5 рабочих дней. При обращении в Росреестр процедура ускоряется. Оформление через МФЦ обычно на 1-2 дня дольше, так как в процесс включается посредник.

Общедоступная информация из реестра открыта для всех, поэтому в выдаче выписки может быть отказано только в двух случаях:

  1. запрашиваемая информация считается закрытой. Например, в расширенной выписке содержатся паспортные и прочие личные данные владельцев недвижимости. Эти сведения предоставляются ограниченному кругу лиц, в том числе, собственникам объекта и их наследникам.
  2. заказчик запрашивает сведения, которых нет в базе;

Если предоставление запрашиваемых сведений невозможно, то регистрирующий орган должен в течение 3 рабочих дней отправить заявителю соответствующее обоснованное уведомление.

Необоснованный отказ в выдаче выписки можно обжаловать в суде.
Как получить сведения смотрите в видео:

Что это такое

До 2017 года Государственный кадастр недвижимости (ГКН) существовал в виде самостоятельной федеральной базы данных, в которую вносились все сведения о недвижимом имуществе.

Ведение ГКН входило в полномочия службы Росреестра, а параллельно осуществлялось ведение иных государственных реестров – ЕГРП и т.д.

С января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 218-ФЗ, который предусмотрел объединение всех самостоятельных реестров на недвижимость в единую базу данных ЕГРП. Вся информация, которая содержалась в Государственном кадастре недвижимости, была в полном объеме включена в состав ЕГРН. Такой переход на новые правила ведения реестра не повлек дополнительных проблем для собственников недвижимости, так как ранее выданные правоустанавливающие документы сохранили свое юридическое значение.
Такой переход на новые правила ведения реестра не повлек дополнительных проблем для собственников недвижимости, так как ранее выданные правоустанавливающие документы сохранили свое юридическое значение.

В состав государственного реестра недвижимости ЕГРН включаются сведения, полученные в результате кадастрового учета и государственной регистрации прав:

  1. целевое назначение недвижимого имущества;
  2. дата и основания постановки на кадастровый учет;
  3. тип объекта (например, дом, квартира и т.д.);
  4. дата и основания возникновения прав на объект недвижимости;
  5. основные технические характеристики – этажность, площадь и т.д.;
  6. зарегистрированные обременения на недвижимое имущество.
  7. кадастровый номер объекта;

Из перечня указанных сведений, только кадастровый номер остается неизменным на весь период существования объекта. Остальная информация может неоднократно меняться в процессе владения, пользования или распоряжения недвижимостью. Любой факт указанных изменений должен быть зафиксирован в реестре ЕГРН, поскольку законодательство устанавливает принципы достоверности и объективности сведений о недвижимом имуществе.

Процедура внесения изменений будет проходить в рамках кадастрового учета или регистрационных действий по обращению правообладателя или участников сделки.

Статья 8. Кадастр недвижимости

.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. . К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 — 3 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. . В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

  1. 11) степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;
  2. 5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);
  3. 10) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и её значение, если объектом недвижимости является сооружение;
  4. 6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
  5. 20) номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ;
  6. 7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учёта, если объект недвижимости прекратил существование;
  7. 14) количество этажей, в том числе подземных этажей, если объектом недвижимости является здание или сооружение (при наличии этажности у здания или сооружения);
  8. 12) основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки) и её проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  9. 9) площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
  10. 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
  11. 19) сведения о том, что помещение в соответствии с предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности документами, в том числе с проектной документацией, предназначено для обслуживания всех остальных помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении (далее — помещение вспомогательного использования) или такое помещение относится к имуществу общего пользования в многоквартирном доме, если объектом недвижимости является помещение;
  12. 22) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс и в его состав входят объекты недвижимости;
  13. 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);
  14. 25) кадастровый номер образованного объекта недвижимости — в отношении исходного объекта недвижимости;
  15. 3) описание местоположения объекта недвижимости;
  16. 15) номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место;
  17. 17) материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание;
  18. 24) сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
  19. 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учётной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  20. 21) кадастровые номера объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;
  21. 26) кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
  22. 27) номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости.
  23. 23) вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  24. 8) кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса;
  25. 18) год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается;
  26. 16) сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании;
  27. 13) проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;

.

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:

  1. 23) сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.
  2. 7) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны;
  3. 22) сведения о том, что земельный участок или земельные участки образованы на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  4. 13) назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс;
  5. 5) сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории;
  6. 18) сведения о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающих предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или сведения о решении собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, о строительстве на таком земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо о договоре указанного собственника земельного участка с органом государственной власти, органом местного самоуправления или иным лицом, предоставившим указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную и (или) иную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок;
  7. 3) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
  8. 11) наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования;
  9. 8) сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к сохранению, содержанию и использованию указанных объектов, требования к обеспечению доступа к таким объектам, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях или об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо об отказе включить их в данный реестр, с указанием требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись об указанных требованиях;
  10. 9) назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание;
  11. 12) назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение;
  12. 10) назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение;
  13. 1) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  14. 17) сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;
  15. 15) сведения о результатах проведения государственного земельного надзора;
  16. 21) адрес объекта недвижимости (при его наличии);
  17. 16) сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;
  18. 4) вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения;
  19. 6) сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков;
  20. 19) условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы;
  21. 14) назначение предприятия как имущественного комплекса (основной вид деятельности, осуществляемый собственником с использованием данного предприятия, либо (при наличии) коммерческое обозначение, используемое собственником предприятия для индивидуализации предприятия), если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс;
  22. 2) сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
  23. 20) сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков в предусмотренном частью 5 настоящего Федерального закона случае;

Требования к документам

Все документация, передаваемая в Росреестр, должна соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это подлинность.

Данные должны быть достоверными, то есть полученными в официальных организациях. Допускается представление копий. Они должны быть заверены нотариусом.

Исключением в данном случае является решения органов власти любого уровня.

Они должны быть заверены руководителями инстанций, которые их вынесли. Фамилия, имя, отчество и адрес места проживания физического лица должны быть указаны без сокращений.Инициатор может получить отказ в удовлетворении своей просьбы, если:

  • На копии документа отсутствует заверительная надпись нотариуса, руководителя органа власти или уполномоченного им должностного лица.
  • Информация, предоставление которой было оформлено в форме электронного документа, не соответствует установленному формату.
  • Заявление не подписано инициатором либо его законным представителем. Наличие росписи является обязательным условием для обращения любого характера. В противном случае он является анонимным и не будет рассмотрено.
  • Данные, представленные на бумажном носителе, имеют приписки, зачеркивания, подчистки или помарки, а также выполнены карандашом, что не позволяет достоверно истолковать полученные сведения.
  • Представленные данные являются недостоверными. То есть при проведении проверки были выявлены расхождения с официальной информацией.

В случае выявления указанных недостатков Росреестра вправе отказать заявителю в удовлетворении просьбы. На практике, в большинстве случаев, недостатки выявляются ещё на этапе приема документов.

В таких ситуациях заявителю дают время на их устранение, либо возвращают документы сразу.

Если человек не согласен с таким решением, он имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН

В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра.

Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:

  1. Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
  2. До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.
  3. Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
  4. Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.

Обратите внимание, за выдачу любых сведений из кадастра, как в электронном виде, так и на бумажном носителе взимается государственная пошлина в установленном размере. Закажите необходимый тип документа на нашем ресурсе!

Другие виды

Кадастровому учету подлежат здания, сооружения, частные дома и квартиры. Сведения о них вносятся на основании технических документов, планов помещения, которые изготавливаются кадастровыми инженерами. Сведения о большинстве объектов недвижимости находятся в свободном доступе и предоставляются по заявлению заинтересованных лиц.

Отдельному учету также подлежат государственные объекты недвижимости – заповедники, природоохранные зоны, водохранилища, водоемы, в том числе пруды и т.д.

Государству кадастру также подлежат полезные ископаемые.

Виды сведений ЕГРН

Существует несколько видов кадастра недвижимости.

В определённой ситуации может потребоваться какой-то конкретный из них.

  1. Выписка из ЕГРН

Этот документ содержит наиболее полные сведения об объекте недвижимости содержит. Объём интересующих сведений в выписке из ЕГРН можно определить самостоятельным порядком.

Для этого в завлении на их получение нужно указать необходимые разделы выписки. Сведения о наличии или об отсутствии ограничений (обременений) на земельном участке содержатся в разделе о частях земельного участка, а информация о кадастровой стоимости — в разделе основных сведений об участке. потребуется для подготовки документов о межевании.

Без неё невозможно провести кадастровые работы.

Она содержит:

  1. полные данные о координатах характерных точек границ участков
  2. адреса собственников или пользователях смежных наделов, с которыми, придётся согласовывать границы или заниматься урегулированием проблемы наложения участков.

Кадастровая выписка выдаётся на платной основе.

  1. Кадастровый план территории (КТП)

Так называется тематический план кадастрового квартала.

Документ состоит из 2-х частей, текстовой и графической. В текстовой части содержатся сведения обо всех земельных участках, сведения об их площадях, присвоенных им кадастровых номерах, их местоположении. А в графической части в виде планов, изображается весь квартал с точными его границами, здания, сооружения, линии инженерных коммуникаций и другие объекты, находящиеся рядом с кадастровым кварталом.

Кадастровый план территории часто требуется при проведении кадастровых работ. предоставляется на платной основе.

  1. Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости

В такой выписке указываются сведения о кадастровом номере и объекта. На основе этих сведений ведётся расчёт величины налога при оформлении кредита и наследства и при выкупе объекта недвижимости.

Кадастровая справка часто используется и в судебных разбирательствах Кадастровые справки предоставляются на бесплатно.

  1. Копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости были внесены в ГКН

Можно получить копии необходимых документов:

  1. др.
  2. технического или межевого плана
  3. подтверждающих правомерность изменения назначения помещения или здания
  4. постановления администрации, на основани которого произведено изменение ВРИ участка
  5. со сведениями о собственнике
  6. об адресе объекта недвижимости

предоставляются за плату.

Новый взгляд на кадастровый учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав

В преддверии нового закона о государственной регистрации недвижимости В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения. Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений.

Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона. Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости. Вестись ЕГРН будет в электронном виде.

Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет. Сведения о едином недвижимом комплексе Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся.

Рекомендуем прочесть:  Требование к автомеханнику

В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях: – завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса; – объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации. Обязанность кадастрового учета и регистрации прав возложена на Росреестр Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее – Росреестр).

Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям.

В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет – подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра. Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях: – создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав); – образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд); – прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН; – образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав. В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях: – создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия; – прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН; – изменение основных характеристик объекта. В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить: – собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации; – орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации. В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить: – в бумажном виде – лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр); – в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра. Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости.

Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения.

К ним, в частности, относятся: – несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; – наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; – отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе: – если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; – в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя. Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины – пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит: – 5 рабочих дней – для кадастрового учета; – 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации; – 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений — 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены.

По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание). Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений. Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав.

Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут. Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано. Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации.

Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят: – три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); – шесть месяцев – по инициативе заявителя.

При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз. В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца. Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки.

Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено. На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).

Например: – органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую; – Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине); – Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях; – суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта; – нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство. При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении. Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда.

При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения. Компенсация за жилое помещение – единственное пригодное для постоянного проживания – выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.