Свободная экономическая зона в кр



Свободная экономическая зона в кр

Что мешает развитию свободных экономических зон Кыргызстана?

© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна. «Все СЭЗ Кыргызстана, кроме СЭЗ «Бишкек», не используют свой потенциал.

Как один из вариантов – можно было бы ликвидировать нефункционирующие эти экономические проекты.

Альтернативный вариант – создание привлекательных условий для инвесторов путем максимального упрощения процесса инвестирования», – отмечает в своей статье, написанной специально для аналитической платформы CABAR.asia, специалист по продвижению инвестиций Гулзари Турсунова. Подпишитесь на наш канал в ! Краткое изложение статьи:

  1. Помимо Кыргызстана в странах Центральной Азии насчитываются 17 свободных экономических зон;
  2. На сегодня СЭЗ Кыргызстана сталкиваются с рядом проблем: отсутствие электроэнергии, системы водоснабжения и канализации, а также административные барьеры;
  3. Необходимо уплотнить сотрудничество с СЭЗами соседних стран.
  4. Текущая система налогообложения не дает должного стимула субъектам этих экономических проектов;

Институт свободных экономических зон (СЭЗ) – масштабный проект на уровне государства по привлечению инвестиций в страну.

Однако неразвитость инфраструктуры, несовершенство и неустойчивость в законодательстве мешают развитию СЭЗ в Кыргызстане. В сырьевых странах наблюдается тенденция попыток ориентировать экономику на экспорт готовой продукции. Что, в свою очередь, требует значительных капиталовложений и поиска инвесторов.

Каждая страна пытается создать идеальные условия для инвесторов.

Свободная экономическая зона – территория внутри государства, где субъекты СЭЗ осуществляют свою деятельность на преференциальных условиях.

Субъекты СЭЗ пользуются налоговыми, таможенными, административными, финансовыми льготами и рядом других преференций. В Кыргызстане СЭЗ может способствовать развитию промышленного сектора, локализации производства, выхода товаров и услуг на мировые рынки, создания новых рабочих мест, внедрения инноваций и улучшения инфраструктуры.

На сегодня СЭЗ Кыргызстана сталкиваются с рядом проблем: отсутствие электроэнергии, системы водоснабжения и канализации, административные барьеры. Все они в итоге препятствуют притоку инвестиций в национальную экономику. Более того, потенциал развития зон сдерживают политическая нестабильность, неэффективность государственной политики в экономической сфере.

Более того, потенциал развития зон сдерживают политическая нестабильность, неэффективность государственной политики в экономической сфере. Свободные экономические зоны Центральной Азии В Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон.

В рамках индустриальной политики была полностью пересмотрена система развития специальных экономических зон, с изменениями и дополнениями был принят новый закон

«О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»

, расширен перечень льгот для их участников, предусмотрена возможность создания СЭЗ на частной земле. Необходимо особо выделить, что казахстанский СЭЗ “Оңтүстік” был отмечен в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны – 2020» по версии авторитетного международного журнала fDi, входящего в группу Financial Times.

В Узбекистане функционируют три свободные индустриально экономические зоны: «Навои», «Ангрен» и «Джизак». СЭЗ Узбекистана, довольно молодые по сравнению с соседними странами, свою деятельность они начинают с 2008 года. На территории Таджикистана действуют четыре свободные экономические зоны: «Сугд», «Панч», «Дангара» и «Ишкашим».

Каждая зона имеет свою специализацию и различные стартовые условия функционирования, которые заключаются в различиях на уровне социально-экономического развития регионов, отдаленности зон от торговых путей, железных дорог, рельефом местности, состоянием дорог и т.

п. Срок функционирования всех созданных СЭЗ в стране определен в 50 лет. В Синьцзян-Уйгурском автономной районе (СУАР), ближайшем к Кыргызстану районе Китая, разрабатываются 2 больших проекта специальной экономической зоны: «Кашгар» и «Хоргос». Таким образом, на региональном уровне, помимо кыргызстанских СЭЗ, имеются также и 17 других СЭЗов в соседних странах.

Существует большой риск того, что инвесторы будут уходить в уже более устоявшиеся СЭЗ. Однако, существует также возможность кыргызстанских СЭЗ скооперироваться с соседями и внедриться в цепочку добавленной стоимости.

У Кыргызстана имеются относительные преимущества перед соседями как дешевая рабочая сила, дешевая электроэнергия и сравнительно низкая ставка НДС. Факторы, сдерживающие развитие СЭЗ Кыргызстана Мировой опыт изобилует успешными кейсами развития института свободных экономических зон. Во-первых, необходимо обеспечить минимальные условия для осуществления деятельности.

Необходимо создать благоприятную инфраструктуру – электроэнергия, водоснабжение и огражденная территория и снизить административные барьеры. Критическое влияние на решение инвесторов также оказывают политическая стабильность в регионе и инвестиционные гарантии.

В целом, на территории КР функционировали восемь СЭЗ. На данный момент, их только пять: «Каракол», «Нарын», «Бишкек», «Маймак» и «Лейлек». Остальные, как СЭЗ «Алай», СЭЗ «Чон- Алай» и СЭЗ «Кара-Кулжа», были ликвидированы в связи с невозможностью финансирования и отсутствия инвестиций.

Согласно текущему законодательству КР о свободных экономических зонах субъекты должны оплачивать 0,5-2 процента с выручки от реализации товаров, работ и услуг за право осуществления деятельности в качестве субъекта. Однако в законе не содержатся нормы, устанавливающие размер платежа субъектам. Данный пробел порождает открытое пространство для проявления коррупции и злоупотребления генеральной дирекцией СЭЗ в установлении субъектам различных ставок.

Здесь уместно было бы использовать ставку, пропорциональную обороту субъекта СЭЗ.

В исследовании USAID, участники опроса – субъекты СЭЗ – отмечали, что они производят дополнительные платежи в генеральную дирекцию. Дополнительный платеж в размере 600 долларов США утверждался внутренним приказом генеральной дирекции. Следовательно, в законе необходимо уточнить, что обязательный платеж в генеральную дирекцию в размере от 0,1 – 2 процента является единственным платежом и другие платежи не применяются в отношении предпринимателей за право осуществления деятельности в качестве субъектов СЭЗ.

Также необходимо отметить, что субъекты СЭЗ – иностранные инвесторы – не хотят открыто идти на конфликт с руководством СЭЗ и им проще выплатить запрошенную сумму.

Инвесторы уйти не могут, так как изначально ими была выплачена арендная плата на длительные сроки.

Стоит острая необходимость в пересмотре текущего законодательства, потому что потенциальные инвесторы, изучив кыргызстанское законодательство о СЭЗ и политическую ситуацию, отказываются дальше работать.

Особую заинтересованность, как отмечают в гендирекциях СЭЗ, выражают инвесторы из России, Китая, Турции.

[1] Текущие вызовы СЭЗ Кыргызстана Министерством экономики было отмечено, что из пяти существующих СЭЗ три не работают: «СЭЗ Маймак», «СЭЗ Каракол» и «СЭЗ Лейлек». К примеру, в 2016 году пять СЭЗ заплатили 114 млн сомов в виде налогов, 113 из них отчислил «СЭЗ Бишкек», остальные зоны в силу непостоянной работы заплатили налогов намного меньше.

К примеру, в 2016 году пять СЭЗ заплатили 114 млн сомов в виде налогов, 113 из них отчислил «СЭЗ Бишкек», остальные зоны в силу непостоянной работы заплатили налогов намного меньше. Из пяти свободных экономических зон в Кыргызстане функционирует только «СЭЗ Бишкек».

Количество функционирующих субъектов в ней достигло 360, зарегистрированных – 1276.

СЭЗ характеризуется близостью к рынкам сбыта в КР и к железнодорожной линии Луговой-Бишкек, то есть ее логистические условия наиболее благоприятные в сравнении с другими зонами в КР.

В СЭЗ также имеют место ограничения по запасу мощности в подаче электроэнергии.

То есть новые предприятия в ней могут подключаться к линии электропередачи при условии незначительного энергопотребления.

СЭЗ «Каракол» состоит из двух участков в городе Каракол в 200 км от железнодорожной станции Балыкчи и села Тамчи (30 км от Балыкчи).

Значимых предприятий в СЭЗ нет, их количество также минимально. Объем суммарного экспорта за 2014 год составил лишь 156,9 тыс. долларов США . СЭЗ «Нарын» формально занимает всю территорию области, но в реальности в ней осталось лишь пять небольших предприятий. Областной центр находится в 170 км от ближайшей железнодорожной станции Балыкчи и отделен от нее перевалом Долон высотой в 3000 метров над уровнем моря.

Областной центр находится в 170 км от ближайшей железнодорожной станции Балыкчи и отделен от нее перевалом Долон высотой в 3000 метров над уровнем моря. Новые субъекты в СЭЗ не регистрировались с 2013 года. Объем суммарного экспорта за 2014 год составил лишь 272 тыс.

долларов США. СЭЗ «Маймак» находится вблизи железнодорожной линии Тараз – Шымкент, но доступ к ней ограничен тем, что магистраль находится под управлением Казахстана, а статус пограничного перехода железнодорожной станции «Маймак» Казахстаном Кыргызстану не предоставлен.

Экономической активности субъектов в СЭЗ не отмечено, из-за чего территория СЭЗ была сокращена.

Но у данной СЭЗ имеется недостаток и преимущество в виде близкого расположения к одному из динамично развивающихся СЭЗ Казахстана. Существует риск того, что инвесторы будут уходить в оснащенную соответствующей инфраструктурой СЭЗ. Однако, открывается и возможность, так как в Кыргызстане НДС 12 процентов, в то время как в Казахстане он составляет 18 процентов.

СЭЗ «Лейлек» формально с 2011 года зарегистрировано восемь субъектов, но из-за необустройства территории зоны ни одно предприятие в СЭЗ не было запущено. Таким образом, фактически осязаемым из функционирующих является лишь СЭЗ «Бишкек», что обусловлено ее относительно более благоприятными логистическими условиями: близостью к железной дороге и к рынкам сбыта.

Экономическая деятельность субъектов в остальных СЭЗ крайне незначительна и не влияет на экономику республики и ее регионов, в которых они находятся.

Субъектами СЭЗ в основном являются представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее чувствительны к рынку.

К сожалению, текущая система налогообложения не дает должного стимула субъектам СЭЗ.

Субъекты СЭЗ не стремятся расширять производство и увеличивать количество рабочих мест. Не дается никаких льгот по подоходному налогу для наемных работников, налогу на добавленную стоимость, социальному страхованию в зависимости от инвестиционного вклада и производственного новшества.

В том числе, поддерживают инициативу, согласно которой, субъект СЭЗ освобождается от всех видов платежей до той поры, пока не окупит все затраты, понесенные им для осуществления предпринимательской деятельности как субъект СЭЗ.

Таким образом, институты СЭЗ сталкиваются с проблемами, которые упираются в недостаток финансовых средств, недостаток информационного обеспечения и недостаточно развитую инфраструктуру в СЭЗ.

Созданные на территории Кыргызстана СЭЗ нуждаются в обеспечении элементарных условий. Рекомендации Все СЭЗ Кыргызстана, кроме СЭЗ «Бишкек», не используют свой потенциал. Как один из вариантов можно было бы ликвидировать нефункционирующие СЭЗ. Альтернативный вариант – создание привлекательных условий для инвесторов путем максимального упрощения процесса инвестирования.
Альтернативный вариант – создание привлекательных условий для инвесторов путем максимального упрощения процесса инвестирования.

Во-первых, необходимо предусмотреть все в правовом аспекте.

С 1992 года законодательство о СЭЗ менялось 9 раз. За все это время в каждую из статей вводились определенные дополнения и изменения. Согласно законодательству Кыргызстана, на территории свободных экономических зон Кыргызстана действует особое благоприятное правовое регулирование.

СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Кыргызской Республики и ускоренному развитию отдельных регионов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы и/или в иных целях, определяемых в законе о СЭЗ.

Для того, чтобы законодательство соответствовало заявленным целям, необходимо проводить работу в следующих направлениях:

  1. политическая стабильность;
  2. качество инфраструктуры;
  3. инвестиционные гарантии;
  4. льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам;
  5. упрощение административных процедур.
  6. квалификация рабочей силы;

Перечисленные критерии служат точкой опоры при принятии решений инвесторами. Более того, для привлечения инвесторов в СЭЗ в регионах необходимо сформировать дополнительные преференции с учетом таких факторов как:

  1. Отсутствие необходимой инфраструктуры, которую инвесторам необходимо создавать за собственные средства и т.д.
  2. Высокогорье, усложняющее процесс производства;
  3. Транспортно-логистические издержки инвесторов;

Запрет на ввоз, хранение и реализацию подакцизных товаров на территории СЭЗ привел к негативным последствиям, как простаивание работы предприятий, выпускающих продукции с использованием подакцизных товаров. Необходимо разрешить ввоз в СЭЗ акцизных товаров, которые используются в процессе производства товара.

Данная практика, к примеру, в Грузии, не рассматривается как экспорт товара. Помимо развития инфраструктуры СЭЗов и льготного налогообложения, дирекции должны строить прочные взаимоотношения с игроками рынков других стран через государственные каналы, через сформировавшиеся бизнес структуры и через частные мероприятия. Есть большая возможность кооперации с СЭЗ соседних стран.

Относительно управления СЭЗ необходимо внедрение независимой оценки осуществляемой ими деятельности. У соседнего Казахстана все государственные компании обязаны получить кредитный рейтинг у авторитетных рейтинговых компаний.

Можно перенять данную практику в отношении СЭЗ, а также рассмотреть возможность обязательного прохождения аудиторской проверки у признанных аудиторских компаний.

Также мировой опыт, показывает, что наибольшей эффективности СЭЗ могут достичь, когда руководство СЭЗ подчинены наивысшему органу управления в стране, нежели более низким звеньям управления. Это обычно президент, премьер-министр или министр финансов. Далее, необходимо в законодательстве четко прописать нормы, регулирующие финансовую деятельность гендирекций.

Нужно сделать бюджет СЭЗ максимально прозрачным – контролировать аккумулирование средств и их целевое расходование.

В Кыргызстане СЭЗ могут быть созданы только «сверху» – постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Однако, если преследовать изначальную цель создания СЭЗ – вклад в развитие экономики страны, необходимо рассмотреть вариант, что СЭЗ будут создаваться там, где удобно предпринимателям. К основным направлениям повышения эффективности СЭЗ в Кыргызстане можно отнести: повышение инвестиционной привлекательности зоны путем обеспечения гарантий и защиты иностранных инвестиций, заключение двухсторонних и многосторонних инвестиционных соглашений; развитие инфраструктуры СЭЗ, обустройство инфраструктуры, обслуживающей бизнес, разработка и реализация мер по подготовке высококвалифицированных менеджеров, инженеров, рабочих и т.д.

Важно обращать внимание на развитие профессионально-технических и специальных профессиональных училищ, институтов и университетов, консалтинговых компаний и т.д.

Существует необходимость в создании бизнес-инкубаторов для обучения предпринимателей основам бизнеса на территории СЭЗ.

Важным импульсом для повышения эффективности функционирования СЭЗ является информационно-аналитическая работа. Огромную роль в этом должны сыграть средства массовой информации, общественные организации и другие заинтересованные круги. Основное направление их работы формирование имиджа страны как надежного делового партнера.

Источники: [1] Исследование ЮСАИД и БДК

«Состояние и перспективы развития свободных экономических зон кыргызской республики»

, Бишкек 2014. [2] СЭЗ «Каракол» за этот год заплатил налоги на 600 сомов. Режим доступа: https://knews.kg/2016/06/08/sez-karakol-za-etot-god-zaplatil-nalogi-na-600-somov/ Данный материал подготовлен в рамках проекта

«Giving Voice, Driving Change — from the Borderland to the Steppes Project»

, реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии.

Мнения, озвученные в статье, не отражают позицию редакции или донора. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Свободная экономическая зона в крыму что это значит

Где-то создадим СЭЗ, где-то возродим их, выведем из спячки.

Теперь о том, что касается деятельности самой крупной свободной экономической зоны страны «Бишкек».

Тут причин для беспокойства нет. Никто закрывать ее не собирается.

Однако следует обратить внимание на то, что функциональная нагрузка, которая предполагалась в начале ее создания, то есть развитие собственного производства и привлечение инвестиций, немного изменилась.

Поэтому, возможно, в СЭЗ «Бишкек» в будущем можно будет ограничить количество субъектов. Если же инвестор захочет работать в Бишкеке, то пусть он это делает уже не в свободной экономической зоне. Есть в столице достаточно мест, где можно организовать производство.

В настоящее время в СЭЗ «Бишкек» зарегистрировано 360 предприятий.

В прошлом году в развитие производственной мощности зоны было вложено более 256 миллионов сомов. Share

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 августа 2014 года №431 Об утверждении положений о свободных экономических зонах «Бишкек», «Каракол», «Лейлек», «Маймак» и «Нарын» (В редакции Постановлений Правительства Кыргызской Республики от 08.07.2016 г.

№, 15.03.2018 г. №, 07.10.2020 г.

№) В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и развития регионов, в соответствии со Закона Кыргызской Республики

«О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике»

Правительство Кыргызской Республики постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: — «; — «; — «; — «; — «; — .

2. Признать утратившими силу: — постановление Правительства Кыргызской Республики

«О свободной экономической зоне в Нарынской области Кыргызской Республики»

от 19 апреля 1993 года №160; — постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о Караколской свободной экономической зоне (СЭЗ «Каракол»)» от 12 января 1994 года №13; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О генеральном директоре свободной экономической зоны «Нарын» от 30 мая 1994 года №363; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 19 апреля 1993 года №160» от 6 марта 1995 года №64; — Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Бишкек» от 11 ноября 1995 года №474; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 ноября 1995 года №474 «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Бишкек» от 29 ноября 1996 года №556; — постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Маймак» от 20 июня 1997 года №357; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в положения о свободных экономических зонах Кыргызской Республики, утвержденные решениями Правительства Кыргызской Республики» от 23 июня 1998 года №376; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Положения о свободных экономических зонах Кыргызской Республики, утвержденные решениями Правительства Кыргызской Республики» от 31 июля 2000 года №469; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 31 июля 2000 года №469 «О внесении дополнений и изменений в положения о свободных экономических зонах Кыргызской Республики, утвержденные решениями Правительства Кыргызской Республики» от 6 сентября 2001 года №541; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 11 марта 2002 года №132; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 января 1994 года №13 «Об утверждении Положения о Караколской свободной экономической зоне (СЭЗ «Каракол»)» от 11 августа 2004 года №600; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 ноября 1995 года №474 «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Бишкек» от 9 октября 2006 года №724; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 29 июня 2007 года №253; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 ноября 1995 года №474 «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Бишкек» от 26 сентября 2008 года №539; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 20 апреля 2009 года №238; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении дополнении в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 8 мая 2009 года №285; — постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Бишкек» от 11 ноября 1995 года №474″ от 21 октября 2010 года №251; — постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о свободной экономической зоне «Лейлек» от 23 июля 2012 года №518. 3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.

Премьер-министр Дж.Оторбаев Утверждено Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 августа 2014 года №431

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Термины и определения, используемые в настоящем Законе 1.

В настоящем Законе используются следующие термины и определения: 1) свободная экономическая зона (далее — СЭЗ) — часть территории Кыргызской Республики, определяемая законодательством Кыргызской Республики, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления экономической деятельности субъектами СЭЗ; 2) особый (специальный правовой) режим СЭЗ — совокупность правовых норм, устанавливающих режим регулирования более благоприятный, чем общеустановленный режим осуществления экономической деятельности; 3) генеральная дирекция СЭЗ — орган управления СЭЗ, создаваемый в порядке и форме, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 4) субъект СЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное (перерегистрированное) уполномоченным государственным органом и прошедшее учетную регистрацию в генеральной дирекции СЭЗ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 5) реестр субъектов СЭЗ — перечень, содержащий сведения о юридических лицах, прошедших государственную и учетную регистрации в качестве субъекта СЭЗ, лишившихся либо утративших учетную регистрацию в качестве субъекта СЭЗ. 2. Институты, термины и определения гражданского, таможенного, налогового и других отраслей законодательства Кыргызской Республики, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Статья 2. Законодательство о СЭЗ 1.

Отношения, возникающие в связи с деятельностью СЭЗ и регистрацией юридических лиц в качестве субъектов СЭЗ, регулируются настоящим Законом, налоговым законодательством, таможенным законодательством, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 2. Если вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о СЭЗ, применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели создания СЭЗ СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Кыргызской Республики и ее отдельных регионов (ускоренного развития регионов), привлечения инвестиций, создания и развития производств, транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы и/ или в иных целях, определяемых в законе о СЭЗ. Статья 4. Типы СЭЗ В Кыргызской Республике могут создаваться СЭЗ функционального типа, который определяется целями создания СЭЗ и характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные СЭЗ для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам СЭЗ.

Статья 5. Деятельность, запрещенная в СЭЗ 1. В СЭЗ не допускается деятельность, запрещенная законодательством Кыргызской Республики.

платный документТекст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Роль свободных экономических зон в развитии экономики и экспортного потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

себе никаких элементов превентивности. А именно превентивность более всего необходима антикризисной политике на современном этапе, учитывая вышеизложенные негативные последствия цикличности. При признании необходимости привнесения в антикризисную политику элементов превентивно-сти встает проблема переосмысления причин возникновения циклического развития рыночной экономики (так как доказанным является факт наличия нециклического периода в истории рыночной экономики).

От характера причин возникновения цикличности будет завесить и выбор инструментария антициклической политики, который сможет придать ей характер превентивности.

Этим аспектам предполагается посвятить последующие публикации. Литература: 1. Гринин Л.Е. Глобальный кризис, как кризис перепроизводства денег//Философия и общество.

-2009. №1. — С. 5-32. 2. Грошев А.Р., Никитин Р.Г.

О роли экологического фактора в развитии экономических систем//Вестник Югорского государственного университета.

— 2006. Выпуск 3. — С. 59-63.

3. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-пресс, 2004. — 624 с.

4. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Ту-ран, 1996. Т.1. 399 с. 5. Орлянский Е.А. Этика традиционной рыночной экономики и современность// Российское предпринимательство.

— 2010. №6. — С. 41 -45. РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ БЕРДИБАЕВА К.Т., к.э.н, доцент, Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова Цели и причины создания свободных экономических зон (СЭЗ) в каждой конкретном случае разные. Одни государства с помощью СЭЗ пытаются положительно влиять на уровень безработицы, решать проблемы конкретных регионов с низким уровнем социально-экономического развития, защитой интересов национальных товаропроизводителей.

В других странах они используются для распространения передового зарубежного опыта управления, привлечения новых технологий.

Однако в отличие от развитых стран в развивающих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, создание рабочих мест. СЭЗ в развивающихся странах ориентированы на внешний рынок, поскольку через наращивание внешней торговли и экспорта эти страны решают задачи оздоровления национальной экономики.

Не исключением является и Кыргызстан. Институт свободных экономических зон в Кыргызской Республике был введен в действие в июле 1995 года и являет собой не только как обособленную территорию и границу, нормативную базу, бюджет, собственные органы управления, модель либеральной экономики у себя внутри, но и совокупность особых и очень сложных взаимоотношений между государством и частным сектором.

Институт свободных экономических зон в Кыргызской Республике был введен в действие в июле 1995 года и являет собой не только как обособленную территорию и границу, нормативную базу, бюджет, собственные органы управления, модель либеральной экономики у себя внутри, но и совокупность особых и очень сложных взаимоотношений между государством и частным сектором. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах» от 11 января 2014 года № 6 Свободная экономическая зона — часть территории Кыргызской Республики, определяемая законодательством Кыргызской Республики, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления экономической деятельности. Особый (специальный правовой) режим СЭЗ — совокупность правовых норм, устанавливающих режим регулирования более благоприятный, чем общеустановленный режим осуществления экономической деятельности[1].

СЭЗ в Кыргызстане создаются на специально выделенных территориях, которые обеспечиваются таможенным контролем и таможенным регулированием деятельности субъектов СЭЗ в соответствии с требованиями таможенного законодательства Кыргызской Республики.

СЭЗ в Кыргызстане рассматривается государством и учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. В свободных экономических зонах создается привлекательный инвестиционный климат. Специальным режимом регулируются вопросы регистрации торгово-промышленных и иностранных предприятий, иммиграции, рабочей силы, таможенных пошлин, налогов, иностранной валюты, земельной собственности, международной торговли и любых требований финансовых инспекций, органов статистики, стандартов и здравоохранения.

СЭЗ предоставляют помещения для складирования, оптовой, экспортно-импортной торговли, банковской деятельности, производства товаров на экспорт и транспортные услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Компаниям, функционирующим на территории СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества: • освобождение от всех видов налогов, обязательств и выплат в течение всего периода работы в СЭЗ; • отчисления в Генеральную дирекцию за предоставление льгот на территории СЭЗ в размере 1 — 2 % выручки от реализации товаров и услуг в течение года; • экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт в СЭЗ, а также товары, предназначенные для пересылки и реэкспорта, освобождаются от таможенных сборов; • экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квот и лицензирования; • упрощенная и ускоренная регистрации; • упрощенные таможенные процедуры; • прямой доступ к важным инфраструктурам, в том числе телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки. В Кыргызской Республике работают четыре свободные экономические зоны: • СЭЗ «Бишкек» находится в столице республики — экономическом и политическом центре страны.

Генеральная дирекция СЭЗ «Бишкек» расположена в прилегающем к международному аэропорту «Манас» селе Ак-Чий; • СЭЗ «Каракол» разместилась у подножия Тянь-Шаньского хребта на побережье озера Иссык-Куль — второго по величине высокогорного озера в мире, что предоставляет огромные возможности для развития туризма; • СЭЗ «Маймак» расположена на границе Казахстана и Кыргызстана на пересечении путей международного сообщения; • СЭЗ «Нарын» занимает территорию на китайской границе и имеет существенный потенциал для развития туризма и горнодобывающей промышленности. Ее площадь 47 тыс. км2, что равняется примерно одной четвертой части всей территории Кыргызстана.

По статистическим данным Свободные экономические зоны республики привлекли инвесторов более чем из 30 стран, ими созданы 234 компании и совместных предприятия, которые работают в области торговли, пищевой и легкой промышленности, производства строительных материалов и мебели, а также туризма. Планируется создание еще двух СЭЗ: СЭЗ «Баткен» и СЭЗ «Манас».

Правительство утвердило новый Порядок определения страны происхождения товаров, изготовленных в свободных экономических зонах Кыргызстана. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Одним из основных целей создания СЭЗ в Кыргызстане является привлечение инвестиций.

Какое же текущее состояние с привлечением инвестиций в КР? В Кыргызстане привлечение инвестиций не осуществляется в скоординированном и устойчивом порядке. Привлечение инвестиций в СЭЗ является полностью делом администрации СЭЗ и соответствующих подразделений Министерства экономики, которые, как правило, не доукомплектованы.

Имеются и другие сложности для привлечения пря- мых иностранных инвестиций в СЭЗ Кыргызстана. Ключевыми барьерами, препятствующими развитию СЭЗ в Кыргызстане, являются: • отсутствие комплексного подхода к развитию сэз; недостаточный доступ к рынкам, отсутствие льготного доступа к региональным и глобальным рынкам, малый размер рынков; • бюрократические процедуры и элементы управления, сложные процедуры утверждения инвестиций, неудобные таможенные процедуры, излишние требования в отношении мониторинга и отчетности, официальные и неофициальные барьеры для торговли; • отсутствие стратегии, а также институционального и человеческого потенциала для продвижения инвестирования с помощью маркетинга и др.

Специалисты на практике используют следующее условное деление СЭЗ: • свободные экономические зоны выживания, которые являются объектом реализации региональной политики, так как экономические условия в отдельно взятом регионе так плохи, что требует искусственного стимулирования; • свободные экономические зоны развития, которые создаются с целью развития какой-либо отрасли или производства; • свободные экономические зоны на природе. Имеются места, где уже есть идеальные условия для развития торговли в СЭЗ.

Чаще всего это СЭЗ в портовой зоне. Издержки связаны с географическим месторасположением страны.

Кыргызстан, находясь в Центральной Азии, не имеет доступк открытому морю, что приводит к увеличению стоимости импорта и относительно небольших доходов от экспорта в силу издержек на транспорт и транзит, а также страхование через соседние страны. Как известно, эти издержки в странах без выхода к морю выше по сравнению со странами, расположенными у морей, так как расходы на морской транспорт ниже по сравнению с другими видами транспорта.

Несмотря на это, имеются примеры успешных СЭЗ в странах, не имеющих выхода к морю. Рассмотрим опыт развития СЭЗ некоторых стран Интересен пример СЭЗ в Грузии.

В соответствии с законодательством СЭЗ в Грузии может быть создана на участке земли площадью более 10 га по инициативе Грузинского правительства или по запросу физического или юридического лица, резидента или нерезидента при условии владения или аренды. Одной из целей создания СЭЗ у Грузии было содействие трудоустройству местного населения. С заработной платы работников предприятий СЭЗ налоги не удерживаются, но сотрудники самостоятельно заполняют налоговую декларацию для расчета налога на ежемесячной основе.

При этом доход международной компании от деятельности внутри СЭЗ освобождается от налога на прибыль. В СЭЗ Грузии расположены и склады свободного хранения, которые могут хранить и продавать иностранные товары и реэкспортировать грузинских производителей.

Склад свободной торговли освобожден от налога на прибыль, полученную от реэкспорта иностранных товаров.

В СЭЗ транзакции поводятся в любой валюте, в том числе оплата между предприятиями СЭЗ и предприятиями, расположенными вне СЭЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В Таджикистане имеется четыре СЭЗ, они создавались относительно недавно с 2008 года. Несмотря на это темпы развития СЭЗ заметные, за короткий период уже сформирован конечный продукт некоторых СЭЗ.

К примеру, СЭЗ Сугд. В Казахстане статус СЭЗ имеют Особые экономические зоны, которые созданы на основе Закона Республик Казахстан в 2011 году.

По состоянию на 2015 год, создано 10 особых экономических зон.

Однако, не все из них функционируют. Действующие Особые экономические зоны в Казахстане создаются сроком на 25 лет.

В Особой экономической зоне предоставляется ряд преференций предприятиям, включая освобождение от уплаты таможенных пошлин на некоторую импортируемую продукцию, и некоторых видов налогов. В настоящее время в Казахстане полным годом идет работа по созданию международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», где для участников СЭЗ предлагается освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество.

В 1993 году первыми среди стран Центральной Азии Туркменистан принял Закон об Экономических зонах для свободного предпринимательства.

Закон гарантирует права иностранных и отечественных предприятий. Законом запрещается национализация предприятий, действующих на территории зон.

Хронология создания СЭЗ в Китае начинается в 1970-х гг.

На рубеже 1970-1980гг. наблюдалась отсталость китайской экономики.

Возникла необ- ходимость принятия новых экономических решений.

Одним из них стал переход из замкнутой к открытой модели развития экономики.Но перевести одновременно всю экономику Китая на рельсы открытости было невозможно. И тогда было принято решение о создании СЭЗ в южных и восточных регионах страны, расположенных у моря.

При создании СЭЗ Китай использовал опыт соседних стран и территорий Азии. В частности стран «азиатских тигров» в том числе Сингапура, Тайваня и Гонконга. Экономический расчет китайских руководителей был верным, так как за успехами в этих странах «азиатских тигров» стояли в основном этнические китайцы.

Создавая СЭЗ было важным привлечение капитала иностранных китайцев.

Расчет себя оправдал, в последующие годы инвестиции в экономике Китая принадлежало именно им.

К 2000 г. в Китае насчитывалось более 180 СЭЗ самых разных типов, доля которых в экспорте и импорте страны все время возрастает, а внешнеторговый оборот измеряется многими десятками миллиардов долларов.

Экономический эффект от СЭЗ на экономику страны может быть значительным, и это доказано на примере многих стран. Концепция СЭЗ является нечто большим, чем внедрение законов СЭЗ, ограждением территорий и привлечение инвесторов.

Имеется множество примеров, когда странам не удавалось внедрить концепцию СЭЗ.

Вильям Тайлер и Анна Каролина [3] рассмотрели стратегии роста и подходы к политике по работе зон экспортного производства (ЗЭП). Новшеством в их анализе было то, что выявлялась положительная и значительная взаимосвязь между использованием ЗЭП и экономическим ростом стран, использующих ЗЭП.

Рассмотрим эффект, в котором функционирующий СЭЗ Бишкек Кыргызстана могла бы иметь СЭЗ Бишкек 2010 2011 2012 2013 2014 Выпуск СЭЗ 80925430 13486453 165385711 172509948 151090890 Экспорт СЭЗ 26864079 54291212 87247423 83885691 61012390 Продажи СЭЗ в КР 54061351 80573361 78138288 88624258 90078500 ВВП (сом) 220369300 285989100 310471300 355294800 397277100 Вклад в ВПП от экспорта СЭЗ 0,56 0,87 1,32 1,15 0,81 Вклад ВВП от выпуска СЭЗ 1,67 2,17 2,49 2,36 2,00 Анализ влияния iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . на ВВП при росте 10% 0,17 0,22 0,25 0,24 0,20 на ВВП при росте 20% 0,33 0,43 0,50 0,47 0,40 на ВВП при росте 30% 0,50 0,65 0,75 0,71 0,60 на ВВП при росте 40% 0,67 0,87 1,0 0,95 0,80 на ВВП при росте 50% 0,84 1,08 1,25 1,18 1,00 влияние на экономику в течение 5 лет, при условии улучшения выпуска компаний СЭЗ с помощью привлечения новых инвесторов или расширения присутствия существующих инвесторов на 10%, 20%, 30%, 40%, и 50%. Созданная одним из первых в Кыргызстане СЭЗ Бишкек сама по себе могла бы внести значительный вклад в ВВП страны, как это показано в таблице. Несомненно, вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) влияет на функционирование СЭЗ стран, входящих с ЕАЭС, в том числе и Кыргызстана.

В связи, с чем возникло множество вопросов, требующих решения, к примеру: • при ввозе сырья из России, Беларуси и Казахстана НДС не уплачивался, а при ввозе сырья из Кыргызской Республики в СЭЗ НДС уплачивался. Будет ли уплачиваться НДС при ввозе сырья из этих стран теперь, когда КР присоединилась к Евразийскому экономическому союзу? • как будет считаться вывоз произведенной в СЭЗ продукции в странах-членах ЕАЭС, так как до присоединения КР к ЕАЭС вывоз товаров, произведенных в СЭЗ КР, в России, Республики Беларусь и Республики Казахстан считался экспортом; • какие налоги необходимо будет платить, и каким образом будет производиться налоговое администрирование товаров, ввезенных субъектом СЭЗ на территорию Кыргызстана, сверхустановленной квоты; • какой статус приобретают ранее ввезенные товары на территорию СЭЗ и другие после вступления в силу договора о присоединении КР к ЕАЭС.

Правительство Кыргызской Республики пытается решать эти проблемы. К примеру, экспорт произведенной в СЭЗ продукции на территории государств-членов Евразийского экономического союза и других государств освобождается от квотирования, за исключением ввоза на территорию Кыргызстана.

Правительство утвердило новый Порядок определения страны происхождения товаров, изготовленных в СЭЗ КР. Одновременно с глобализацией и региональной интеграцией, приграничные территории отдельных стран, в некоторых случаях, остались за пределами этих изменений.

В целях укрепления более бедных приграничных регионов, трансграничные экономические зоны представляют собой инновационную возможность укреплять потенциал двух приграничных экономик как главные экономические коридоры. Такие хорошие экономические возможности имеются между СЭЗ Кыргызстана, Китая и Казахстана.

Однако, как правило, СЭЗ, которые формируются и управляются частным сектором, более успешны, чем те, которые создаются и управляются государственным сектором.

Международная практика функционирования СЭЗ показывает, что экономические выгоды от СЭЗ умножаются в том случае, если развитие СЭЗ является частью экономической политики страны iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . в целом. Успех СЭЗ требует национальной стратегии, поддержки высокого уровня. Но развитие СЭЗ должно проводиться поэтапно с участием заинтересованных сторон.

Для развития СЭЗ необходимо принятие следующих мер на национальном уровне: • внедрение стратегического планирования в развитии СЭЗ в Кыргызстане путем принятия Национальной стратегии развития, которая определяет национальную стратегию и политику СЭЗ; • совершенствование институциональной структуры СЭЗ путем повышения мандата органа СЭЗ или создания независимого органа СЭЗ; • совершенствование правовой и нормативной базы функционирования СЭЗ, координации с другими министерствами и ведомствами, маркетинга и содействия привлечению инвестиций; • разработка финансовых планов для государственных инвестиций в инфраструктуру СЭЗ; • наращивание потенциала человеческих ресурсов СЭЗ; • привлечение инвестиций, координация деятельности в этом направлении с центральным агентством по содействию инвестиций в области развертывания брэндинга, маркетинга, реализации мер по привлечению инвестиций.

Особое внимание среди указанных выше мер на национальном уровне требует совершенствование деятельности по привлечению инвестиций для СЭЗ Кыргызской Республики.

Эффективный маркетинг и привлечение инвестиций означает определение потребностей инвесторов и принятие решений, удовлетворяющих их потребности. Однако ни одно мероприятие по маркетингу или продвижению не может компенсировать серьезные инфраструктурные недостатки, нехватку кадрового и институционального потенциала, непривлекательного инвестиционного климата, конкурентоспособного на международном уровне.

Наличие особой экономической зоны, свободной зоны, или зоны по обработке экспортной продукции должно быть в состоянии продемонстрировать наличие следующих факторов — месторасположение, инфраструктура, государственная поддержка и международные конкурентные преимущества.

Положительное влияние СЭЗ на экономику страны в целом возникает, как правило, тогда, когда количество и размеры зон достигают определенной критической массы, а национальная экономика и национальное законодательство — определенной стабильности. Литература: 1. Закон Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах» от 11 января 2014 года № 6. 2. Материалы проекта ПРООН. Лондон, Бишкек и Душанбе, 2015 май-сентябрь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 3. Economic Crowth end Export Process Zones:William G.Tyler and Ana Са^Нпа.

4. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е.Калинина H.М. Инвестиционный менеджмент. Москва: изд-во ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015 — 288 с.

Библиографический список

1.

Налоговый кодекс КР от 17.10.2008г.

2. Данные

«Управления и контроля по специальным налоговым режимам, регистрации и розыску»

Центрального аппарата Государственной Налоговой Службы при Правительстве Кыргызской Республики за 2013-2016гг. 3. Рысалиева М.Ш. Налоги и налогообложение. Учебник. Бишкек, 2010г. 4. Стратегия развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики на 2015-2017 годы 5.

«Концепция фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы от 7 июля 2015 года № 455 6. www.ar-namys.org/party/programm 7.

www.gloffs.com/Kyrgyz_offshore.htm 8.