Устойчивые неустойчивые разрешения неустойчивых ступеней



Устойчивые неустойчивые разрешения неустойчивых ступеней

Для чего они нужны?


Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории.

Ее роль — фундамент и база.Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда.

Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Музыкальный онлайн колледж

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно? Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки. Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.
Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и гармонии — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для создания музыки практически в любом стиле. Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости.

При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада. Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада.

Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т.

д. Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор. Теперь сыграйте аккорд до мажор, но добавьте к нему еще одну любую ноту из лада.

Количество вариантов здесь небольшое. Это могут быть ноты ре, фа, ля, си или II,IV,VI,VII ступени. Послушайте, как звучит аккорд с этими ступенями.

Каждая ступень не входящая в аккорд стремится к движению в одну из ступеней трезвучия и это закономерно, так как объясняется физическими законами. Если Вам интересно докопаться до самой сути этого явления, то изучите тему обертонов и вы поймете, как связаны звуки трезвучия между собой и как не связаны остальные ступени с ними.

Итак, звуки которые не сочетаются с трезвучием — это неустойчивые ступени лада.

Мы не можем остановиться на них, так как они сами по себе стремятся к дальнейшему движению в устойчивые звуки, то есть звуки тонического трезвучия или I, III и V ступени. Существуют и другие системы организации звуков в которых устойчивой будет только I ступени, а остальные будут неустойчивые.

Также есть системы в которых все звуки устойчивы или наоборот неустойчивы.

Но основа для изучения звуковых системы это тональность — так как она проста и понятна. Есть устойчивые звуки можете представить их как радостные, светлые.

Есть неустойчивые — они либо слегка печальные либо совсем мрачные ( как например 7 ступень). Первый этап развития слуха это умение слышать устойчивые ступени, а затем петь их.

В действительности в современном мире, если вы слушаете музыку с детства, то у вас уже сформированы первичные навыки узнавания устойчивых неустойчивых звуков, поэтому все что нужно это понять как они звучат и запомнить их. Именно поэтому в сольфеджио этот этап самый простой.

Другое дело если вы захотите заняться сочинением музыки или песен. Здесь освоение устойчивости и неустойчивости ступеней можем занять гораздо большее количество времени, так как есть очень много деталей и тонкостей. Но о них мы сегодня не будем говорить.

Посмотрим на базовую схему тяготений в мажорном ладу: Устойчивые звуки обозначенные половинными, неустойчивые четвертями.

В миноре схема выглядит также, за исключением 6 ступени она тяготеет только в 5 ступень: Умение слышать качество ступеней это бесценный навык, который позволяет подбирать мелодии, гармонию на слух, писать диктанты, чисто петь и в целом воспринимать музыку, как музыкант. Давайте подведем итог: Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада.
Давайте подведем итог: Устойчивыми называют звуки составляющие тоническое трезвучие лада. Это 1,3 и 5 ступени. Все остальные ступени тяготеют к ним и звучат неустойчиво.

Само понятие устойчивости означает отсутствие тяготения, то есть стремления к дальнейшему движению.

Неустойчивость же означает стремление к движению в одну из устойчивых ступеней лада.

Наш слух привыкает к понятию устойчивости и неустойчивости с детства, так как большая часть музыки построена на этом принципе. Все, что нужно для музыкального понимания этих звуков — это научиться петь и слышать эти звуки.

Если вы не знаете с чего начать, то для вас курс Развитие слуха — Ладотональный слух, которые даст вам все необходимые навыки. Подробности здесь »crosslinked« Источник: http://study-music.ru/ustojchivye-stupeni-lada/

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях – называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются «побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада.

То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  • На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия – одно также с противоположным ладом, а второе – уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.
  • Трезвучия побочных ступеней, а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия.

Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку.

Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму – и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды – сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе… Так же складывается и окраска – уникальная, неповторимая!

– любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько – неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях. Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области. В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости».

Например, I ступень, тоника – самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности. II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.
II ступень – звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения.

Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него.

Это называет «разрешением». И так далее – все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени. Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  1. I ступень – самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  2. III ступень – устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  3. VI ступень – неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  4. II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  5. IV ступень – неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  6. V ступень – устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  7. VII – самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов.

Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого. Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков – устойчиво и целиком.

Причем, это трезвучие – самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?
  • Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:
  • Процесс сочинения музыки – как ее мелодии, так и гармонии – в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

(3 Источник: https://ProPianino.ru/akkordy-chast-2

Овај видео није доступан.

Видео — курсы автора видео ( платные ): Канал по сольфеджио моей красавицы жены: Мой канал для англоязычных подписчиков: Моя страница в facebook — добавляйтесь, не стесняйтесь!:) — Страница vk — Мой сайт с различными видео — курсами:Видео курсы фортепиано для начинающих и продолжающих, детей и взрослых!Давайте разбираться: ре, фа, соль и си. Ре, фа, соль и си. Вот из четырёх клавиш, которые я показал сейчас, у нас только соль была устойчивая ступень. Чтобы завершить фрагмент, завершить мысль, нужно разрешить все неустойчивые ступени, которые были в аккорде, в любом аккорде, их миллион, в устойчивые.

Здрасьте. «Концерт будет здесь или на втором этаже?» — Нет, нет, на втором этаже, в большом зале. Как мы разрешаем? Ре была неустойчивая? Она пойдёт в ближайшую устойчивую: либо в первую, либо в третью.

Но в третью у нас пойдёт фа, так что я предлагаю, можно и так, и так, ре разрешить в до. Смотрите. Была ре, она ушла в до. Разбираемся с остальными. Вторая клавиша у нас фа – неустойчивая.

Она пойдёт в ми – в устойчивую. Фа, ми. Всё, фа уже нету во втором аккорде. Т. е. две нижние из аккорда, ре и фа — неустойчивые в тональности до мажор, ушли в соседние до и ми – устойчивые.

Какая была третья? Я о ней уже говорил. Единственная устойчивая ступень в аккорде она осталась на месте.

Смотрите, была соль, и во втором аккорде также осталась эта соль. И последняя. Си, седьмая ступень, пойдёт в первую.

Но она не будет прыгать аж вот сюда, она пойдёт в соседнюю справа. Вот она ушла в до. Можете представить, что здесь также большой апельсин, который начинает вторую октаву. Вот и всю. Неустойчивые ступени в тональной музыке всегда должны разрешиться в устойчивые.

Вот чем быстрее вы это поймёте, тем вы быстрее усвоите, почувствуете вообще весь принцип устройства, написания музыки. И по этому принципу сочиняли все: и Бетховен, и Бах, и Моцарт, и Рахманинов – кто хотите. Так. Закрепляем. Вот у нас была формула построения мажорной гаммы.

Сейчас её нет. Это до мажор. Гамма – это восходящее либо нисходящее движение по тонам и полутонам. Сейчас мы говорим о другом. В этой гамме, в этих семи ступенях, да, которые повторяются во всех октавах, если хотите, но вот их по сути семь. Вот. И среди этих семи есть у нас три устойчивые – это первая, третья и пятая, и все остальные – неустойчивые.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в устойчивые, устойчивые остаются на месте.

Вот и всё.

Разрешение неустойчивых ступеней

Есть звукоряд, ноты в котором идут строго одна за другой.

Ну, как буквы в алфавите или цифры.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ и т. д. Видите, семь нот, которые повторяются. Звукоряд можно начать с любой ноты, но тогда и закончить его надо той же нотой.

Допустим, начнем с ноты ДО. Если мы наслоим наш звукоряд на лесенку ступеней, то увидим, что первой ступенью будет нота ДО, второй – РЕ, третьей – МИ и т.

д. Соответственно, устойчивыми ступенями в звукоряде ДО будут ноты – ДО, МИ, СОЛЬ (первая, третья и пятая): Устойчивые ступени от ноты До

Как разрешаются неустойчивые ступени?

Неустойчивые ступени звучат немного напряженно, и поэтому «имеют большое желание» (то есть тяготеют) перейти (то есть разрешиться) в устойчивые ступени.

Устойчивые же ступени, напротив, звучат спокойно и равновесно. Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов. Для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад.

Понятие лад тесно связано со звукорядами.

Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона.

В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона).

Петь ступени нужно в натуральном мажоре и гармоническом миноре

Вы наверняка уже знаете, что мажорный и минорный лад отличаются по своему строению, по порядку тонов и полутонов.

Если подзабыли, то можно прочитать об этом . Так вот, для удобства минор в примерах взят сразу в гармоническом виде, то есть с повышенной седьмой ступенькой. Поэтому не пугайтесь тех случайных знаков альтерации, которые вам все время будут попадаться в минорных гаммах.

Какие ступени устойчивые, а какие неустойчивые?

Устойчивые – это, как вам известно, первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые имеют отношение к тонике и вместе составляют тоническое трезвучие. В примерах – это не закрашенные нотки.

Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности. Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э.

Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней.

После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно: Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий.

Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие.

ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4 В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5. В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5. В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.

УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. В теории музыки много понятий, которые трудно понять сразу.

Однако не всегда нужно понимать, гораздо правильнее будет просто принять за должное.

Например, что в музыке 7 нот и 7 ступеней, среди которых есть устойчивые и неустойчивые. И тем не менее, я постараюсь вам объяснить это понятие.

Итак, устойчивыми считаются I, III и V ступени. Это просто надо запомнить и принять к сведению.

II, IV, VI и VII – неустойчивые.



85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

Тональностью называется определенная высота лада. Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

  • ДО мажор — ЛЯ минор;
  • СОЛЬ мажор — МИ минор;
  • РЕ мажор — СИ минор;
  • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
  • МИ мажор — ДО-диез минор;
  • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
  • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
  • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.
  • Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

  • ФА мажор — РЕ минор;
  • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
  • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
  • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
  • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
  • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
  • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.
  • Классификации ступеней лада

    7 1.

    В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени. Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII). Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI.

    Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию.

    2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени: Главные – I IV V На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии. Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия: Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.

    Название ступеней лада: dur/moll I — тоника (основная, главная) Т, t II — нисходящий вводный тон II III — медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D) IV — субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s V — доминанта (доминирующая) D, d VI — субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S) VII — восходящий вводный тон VII Мажорный лад Мажор ( от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

    Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавной латинской: Виды мажора: Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора: 1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки; 2) гармонический – возникает путем понижения VI ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок».

    Понижение этой ступени влияет на звучание S, превращая ее из мажорного трезвучия в минорное. 3) мелодический(встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.

    Минорный лад Минор ( от итал.

    меньший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого м.3. Все обозначения, связанные с минором, в классическом обозначении пишутся с маленькой буквы: в эстрадно-джазовом – заглавная латинская + лат.

    m: Виды минора: Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида минора: 1) натуральный (встречается в русской народной, православной духовной музыке, в старинной европейской музыке) – соответствует структуре; 2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок».

    Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное. Это самый распространенный вид минора. 3) мелодический– возникает путем повышения VI и VII ступеней при движении #, а при движении $ повышение отменяется при помощи соответствующих знаков альтерации и звучит натуральный вид минора: Правило построения: а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.

    ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музыки (в части применения). Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

    Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.

    Мажорное наклонение: 1) ионийский (белые клавиши от до) 2) лидийский (- « — фа) 3) миксолидийский (- « — соль) Минорное наклонение: 4) эолийский (- « — ля) 5) дорийский (- « — ре) 6) фригийский (- « — ми) 7) Особняком стоит локрийский лад (- « — си), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс). Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.

    Определение лада в данной мелодии: — найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений); — от него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных); — по структуре определить вид лада.

    Пентатоника — звукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка). В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук.

    В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения): Параллельно-переменный лад – совокупность параллельного мажора и минора, объединенных в одну систему, тоники которых равноправны в данном произведении. Признаки:1) начало в 1-ой из 2-х параллельных тональностей, окончание в другой; 2) переходы (отклонения) внутри построения из 1-ой тональности в другую с возвращением в первоначальную. Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).

    Минор с 2 увеличенными секундами – возникает при повышении IV и VII ступеней (дважды гармонический мажор). Целотонный звукоряд состоит только из тонов.

    Существуют некоторые авторские лады, встречающиеся в произведениях композиторов, придуманные ими для создания определенного образа. Например, у Н. А. Римского-Корсакова есть звукоряды: а) тон – полутон; б) полутон — тон ТАБЛИЦА ЛАДОВ мажорные лады минорные лады натуральный 1 + 1 + ½ + 1 + 1 + 1 + ½ натуральный 1 + ½ + 1 + 1 + ½ + 1 + 1 гармонический VI– гармонический VII+ мелодический ↑VI–, VII– ; ↓ нат. мажор мелодический ↑VI+, VII+; ↓ нат.

    минор пентатоника без IV и VII пентатоника без II и VI дважды гармонический II–, VI– дважды гармонический IV+, VII+ лидийский IV+ фригийский II– миксолидийский VII– дорийский VI+ ТОНАЛЬНОСТЬ Тональность – это высота, на которой расположен лад.

    Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада. В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор — на moll.

    Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни.

    Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой. Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

    Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!). Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки.

    Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот. Одноименные тональности – мажор и минор, в которых одинаковая тоника. Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.

    Определение тональности произведения: 1) в одноголосном произведении посмотреть на самую последнюю ноту, в многоголосном – посмотреть на самый нижний звук в последнем такте. Чаще всего это I ступень тональности.

    Например: 2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки. 3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.

    7 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний.